Человеческий нос воспринимает запахи с помощью "карты ароматов"
26 Сентября 2011

Обонятельные рецепторы в носу человека сгруппированы в виде "карты ароматов", координаты на которой определяются приятностью запаха - к примеру, зона привлекательных ароматов расположена на максимальном удалении от центра "миазмов", заявляют израильские и немецкие биологи в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Считается, что центры обоняния и зрения внутри мозга сгруппированы примерно в такую же структуру, как и нервные окончания на сетчатке и во внутреннем ухе. Это позволяет мозгу хранить звуковую и визуальную карту реальности, не обременяясь лишними вычислениями и преобразованием "виртуальных" и "физических" координат.

Хадас Лапид (Hadas Lapid) и ее коллеги из института науки имени Вейцмана (Реховот, Израиль) обнаружили, что такое же расположение нейронов мозга характерно и для центра обоняния. По современным представлениям, нос человека заключает в себе около 12 миллионов рецепторов, каждый из которых относится к одному из 400 подтипов обонятельных нейронов, передает РИА Новости.

Авторы статьи составили карту рецепторов в носе человека, прикрепляя электрод к случайно выбранному участку внутри носа добровольца.

При помощи этого датчика ученые записывали так называемую "электроолфактограмму" - то есть электрические сигналы, которые возникали в нервных клетках при появлении одного или нескольких новых запахов.

Оказалось, что различные рецепторы, расположенные рядом, реагируют только на узкий "спектр" схожих запахов - некоторые группы нейронов будут реагировать только на привлекательные ароматы, и наоборот. Таким образом, нос можно разделить на множество секторов, которые реагируют на определенный "тип" запаха.

Затем Лапид и ее коллеги попытались установить, есть ли связь между "электроолфактограммами" и субъективным восприятием запахов. В рамках эксперимента добровольцы дегустировали два запаха и оценивали их приятность по шкале от 1 до 100. В целом, разница между запахами, по мнению самого человека, оказалась очень близка к той, о которой "говорили" его нейроны.

По мнению исследователей, эти факты свидетельствуют о том, что рецепторы обоняния сгруппированы в виде "карты", как и другие рецепторы в органах чувств человека.--0--