-9
Люди и неандертальцы редко вступали в отношения и еще реже производили потомство - ученые
13 Сентября 2011

Небольшие шансы на выживание у потомства смешанных браков неандертальцев и предков современных людей могут объяснить то, почему мы унаследовали лишь 1-3% генов неандертальцев, пишут швейцарские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2009 году группа ученых под руководством германского ученого Сванте Паабо (Svante Paabo) расшифровала геном неандертальцев, который был восстановлен по "обрывкам" ДНК из костей древних людей, найденных в Венгрии, Хорватии и в других странах. Паабо и его коллеги сравнили полученный геном с человеческим, и обнаружили, что современные люди унаследовали примерно 1-3% генома неандертальцев. В 2011 году другой коллектив под руководством Паабо выяснил, что неандертальцы "подарили" европейцам две трети генов иммунной системы, передает РИА Новости.

Швейцарские ученые Матиас Курра (Mathias Currat) из Женевского университета и Лоран Эскоффье (Laurent Excoffier) из Бернского университета попытались понять, почему человек унаследовал лишь небольшую часть своего ДНК от неандертальцев, с которыми кроманьонцы скрещивались в ходе первых миграций из Африки в Азию и Европу, примерно 100 тысяч лет назад.

Курра и Эскоффье разработали модель скрещивания неандертальцев и кроманьонцев, в которой учитывались реальное расположение стоянок древних людей и неандертальцев, плотность населения, скорость миграции и колонизации, а также частота контактов между двумя видами людей. При помощи этой модели ученые рассмотрели два сценария. В первом опыте межвидовое скрещивание происходило только на Ближнем Востоке, а во втором ученые включили в "котел" обмена генами всех неандертальцев, обитавших в Европе и в южной части Западной и Восточной Сибири.

Как отмечают авторы статьи, ключевым параметром их модели являлась "успешность" скрещивания, которая измерялась в виде процента спариваний, которые давали здоровое потомство. Через несколько поколений ученые сравнивали количество генов неандертальцев в двух точках на виртуальной карте модели, на территории современной Франции и Китая, с реально существующим "неандертальским наследством" в геноме современных людей.
Оказалось, что небольшая доля неандертальских генов в геноме современных людей может объясняться только крайне малой "успешностью" скрещивания - в случае "ближневосточного" сценария, она не превышала 1%, а во втором случае - 2%. При этом увеличение плотности населения и частоты контактов между неандертальцами и кроманьонцами уменьшало эту вероятность еще сильнее - до 0,37% или даже 0,3%.

Кроме того, ученые полагают, что сценарий "всеобщего скрещивания" более реалистичен, чем "ближневосточный" вариант - в этом случае размеры "неандертальского наследства" у гипотетических жителей Франции и Китая были примерно одинаковы, что соответствует реальному количеству генов неандертальцев в геномах современных людей. В обратном случае европейцы получили бы больше генов неандертальцев, чем жители Азии.

По мнению Курра и Эскоффье, крайне малую долю успешных скрещиваний можно объяснить неполной совместимостью между геномами людей и неандертальцев, или же тем, что оба вида могли избегать спаривания друг с другом по другим причинам.--0--