8.5
Ученые открыли ген сопротивляемости к антибиотикам у бактерий, живших 30 тыс лет назад
01 Сентября 2011

Ученые обнаружили сопротивляемость к антибиотикам у бактерий, живших 30 тысяч лет назад, то есть задолго до того, как их стали использовать в медицинских целях, сообщила в четверг газета "Нью-Йорк таймс" (New York Times).

Издание отмечает, что специалисты давно предполагали такую возможность чисто теоретически, но научное доказательство феномену резистентности к антибиотикам бактерий в природной среде найдено впервые, передает РИА Новости.

"Тот факт, что гены устойчивости столь древние и широко распространенные, означает, что проблему воздействия антибиотиками на бактерии решить не легко - мы никогда не изобретем супер-антибиотика, который вылечит все подчистую", - цитирует газета слова Мартина Блейзера (Martin J. Blaser), микробиолога из Университета Нью-Йорка.

Молекулы ДНК древних бактерий изучал Джерард Райт (Gerard D. Wright) из Университета Макмастера в Онтарио, когда его коллега Хенрик Пойнар (Hendrik N. Poinar) рассказал ему о местечке Беар-Крик (Bear Creek) на территории Юкона в Канаде, где обнаружены древние бактерии, "не загрязненные", по словам "Нью-Йорк таймс", ничем из современного мира.

Группа под руководством Райта собрала образцы ДНК организмов из слоя ила на глубине шести метров от поверхности. Этот ил когда-то был осадком находившегося на том месте озера. Прямо над этим слоем лежит вулканический пепел, выпавший примерно 30 тысяч лет назад и "законсервировавший" все, что оказалось под ним. Среди собранных образцов - ДНК животных ледникового периода, таких как мамонты. А в ДНК бактерий из этого слоя были найдены все основные гены, которые позволяют современным бактериям сопротивляться антибиотикам, говорится в докладе Райта, опубликованном в журнале Nature.

Антибиотики представляют собой субстанции, выделяемые плесенью, микроскопическими водорослями и бактериями для защиты или сигналов. Обитатели микробиологического мира обладают также генами, благодаря которым они могут противодействовать антибиотикам. Так, за миллионы лет "химической войны" появилось два класса продвинутых генов, которые позволяют выделять антибиотики и которые дают возможность им сопротивляться.

"Устойчивость к антибиотикам является частью естественной экологии на планете, и это открытие стало предостережением нам о том, как использовать такие штуки", - цитирует газета слова Райта. Антибиотики, по его убеждению, это "замечательный ресурс, к которому надо относиться с бережливостью".

Широкое применение антибиотиков в современной медицине привело к тому, что они стимулировали развитие бактерий, ставших "бичом" больниц, поскольку те стали устойчивы ко многим современным видам антибиотиков.
 Большинство врачей в США прописывают антибиотики все больше без разбору, приводит газета мнение еще одного американского специалиста. Но и в бедных странах, по его словам, антибиотиками пичкают домашних животных, чтобы ускорить их рост, а на содержащиеся в них и передаваемые также крестьянам бактерии, они уже не действуют.

Открытие генов сопротивляемости к антибиотикам у бактерий, жавших 30 тысяч лет тому назад, подчеркивает опасность отношения к бактериям исключительно с медицинской точки зрения, отмечает "Нью-Йорк таймс". Устойчивость к антибиотикам, по ее словам, это оборона, которую бактерия развивает в "гонке вооружений" длительностью в миллиард лет, и использование этих лекарств эту сопротивляемость значительно преумножает.--0--