Гендерная разница в пространственном мышлении может быть продуктом патриархата - ученые
30 Августа 2011

Разница в уровне владения навыками пространственного мышления у мужчин и женщин существует только в патриархальном сообществе, тогда как в его матриархальном аналоге такой разницы нет - это говорит о существенной роли воспитания и условий среды в формировании "гендерного разрыва", считают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По данным специальной комиссии Конгресса США, отмечает РИА Новости, доля женщин в науке, инженерии и технологической сфере составляет лишь 19%. Среди профессоров лучших университетов США женщины составляют лишь 8,3% математиков, 12,1% химиков, 6,6% физиков и 6,7% инженеров. Чаще всего причиной такой асимметричности называют "гендерный разрыв" в навыках пространственного мышления - по результатам статистических исследований, мужчины в среднем владеют этим навыками лучше, чем женщины.

Группа под руководством Моше Хоффмана (Moshe Hoffman) из университета штата Калифорния в Сан-Диего изучала причины возникновения "гендерного разрыва". Как отмечают авторы статьи, обсуждение этого вопроса всегда "крайне эмоционально".

"Когда президент Гарвардского университета в своем выступлении предположил, что причиной разрыва может быть естественная разница в способностях, некоторые из слушателей встали и вышли из помещения. В научной дискуссии многие исследователи подчеркивают роль природы, тогда как другие считают ключевым фактором воспитание", - пишут ученые.

Свою работу ученые называют "важным эмпирическим материалом для этой дискуссии".

Авторы статьи провели эксперимент, в котором, как они заявляют, им удалось выявить влияние воспитания и условий внешней среды на масштабы "гендерного разрыва".
В эксперименте исследователей приняли участие 1279 жителей восьми деревень в северо-восточной Индии. Жители представляли два генетически близких племени, хаси (Khasi) и карби (Karbi). Оба племени ведут схожий образ жизни, но у карби женщины, как правило, не имеют в собственности земли, а все имущество наследует старший сын. У хаси, напротив, наследство получает младшая дочь, мужчинам запрещено владеть землей, а все доходы они должны отдавать жене или сестре. Кроме того, мужчины карби в среднем учатся на 3,67 года больше, чем женщины, тогда как у хаси статистической разницы между уровнем образования у женщин и мужчин нет.

Ученые предложили представителям обоих сообществ собрать пазл из четырех частей с изображением лошади. Никто из участников эксперимента раньше не сталкивался с таким заданием. Те, кто справлялся с пазлом менее чем за 30 секунд, получали премию в 20 рупий, что составляет около четверти от среднего ежедневного дохода жителей деревень.

Оказалось, что мужчинам-карби, представителям патриархального общества, на решение задачи требуется на 36,4% меньше времени, чем их соплеменницам. У хаси никакой статистически значимой разницы в результатах мужчин и женщин не наблюдалось.

Авторы статьи напоминают, что у патриархальных карби, в отличие от хаси, существует "гендерный разрыв" в уровне образования, и исследуют влияние этого фактора на результаты участников эксперимента. В среднем каждый дополнительный год обучения сокращает время, потраченное на сборку пазла, на 4,3%. В целом же, по расчетам ученых, разница в уровне образования может объяснять до трети "длины" разрыва в результатах мужчин и женщин.

Кроме того, исследователи оценили, как влияют на время выполнения задания условия, в которых живет представитель патриархального сообщества, где собственником жилья и земли может быть как мужчина, так и женщина. Оказалось, что в среднем "гендерный разрыв" у тех, в чьих семьях мужчина не является единственным собственником имущества, на две трети меньше. Сами авторы подчеркивают, что это может быть свидетельством своеобразного социального отбора женщин в такие "равноправные" домохозяйства. Провести аналогичный анализ для матриархальных хаси нельзя, поскольку у них мужчинам прямо запрещено владеть собственностью.

"Наши результаты показывают, что воспитание играет важную роль в возникновении "гендерного разрыва" в навыках пространственного мышления. Они также показывают, что обеспечение равного доступа к образованию и улучшение положения женщины в семье могут изменить нынешнюю ситуацию, однако к этому выводу нужно относиться с некоторой долей осторожности, поскольку причинно-следственную связь здесь достоверно установить нельзя", - заключается в статье.

Кроме того, сами авторы "считают нужным упомянуть", что их исследование не дает никаких аргументов против роли "природы" и естественных факторов.

Ранее ученым удалось показать, что развенчивание стереотипа о плохих математических способностях женщин "на словах", в ходе небольшой групповой дискуссии, помогает студенткам сделать это "на деле": результаты экзаменов по математике после такого обсуждения существенно улучшались.

Кроме того, более низкие результаты экзаменов по математике у девочек связывали со стереотипами и страхами, которые им передают учительницы еще в начальной школе: уровень знаний и отношение к предмету у американских учительниц напрямую сказывались как на отношении к математике у школьниц, так и на их результатах.—0-