Городской шум вынудил синиц петь тенором, а не басом - ученые
30 Августа 2011

Низкочастотный городской шум заглушает "басовое" пение самцов больших синиц - это вынуждает их брать "высокий" тон, что мешает самкам выбрать лучшего партнера для спаривания и уменьшает эффективность естественного отбора, заявляют голландские ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Фоновый городской шум мешает птицам во время брачного периода найти себе партнера - они просто не могут расслышать пение друг друга в шуме автомобилей и заводов. Чтобы справиться с проблемой, многие виды городских птиц подняли высоту своего пения, поскольку шум меньше заглушает высокочастотные звуки. Многие биологи считают, что подобная форма адаптации к новым условиям окружающей среды может влиять на половое поведение птиц.

Как сообщает РИА Новости, группа ученых под руководством Ваутера Халфверка (Wouter Halfwerk) из Лейденского университета (Нидерланды) установила, что в природных условиях самцы и самки синиц (Parus major) используют низкочастотные трели для демонстрации своей готовности к спариванию и для привлечения партнеров.

Как правило, длительность и "узнаваемость" песни самца позволяют ему заявить о своей силе, индивидуальности и приспособленности к условиям окружающей среды. "Плохое исполнение" песни может подсказать самкам, что тот или иной самец не совсем здоров - известно, что на качество песни напрямую влияют паразиты и болезни.

Халфверк и его коллеги построили и повесили на деревьях в лесу несколько специальных скворечников, внутри и снаружи которых были спрятаны микрофоны, при помощи которых ученые записывали пение синиц.

Исследователи обнаружили, что самцы понижали высоту своих "серенад" в дни, предшествовавшие кладке яиц. На это реагировали самки, которые отвечали на призывы самцов из скворечников и через некоторое время впускали их внутрь. Как отмечают ученые, верность самки ее "кавалеру" - то есть высиживание яиц и вскармливание птенцов - зависела от длины песни, но не от того, насколько "низкой" была его трель.

Ученые проверили, как самки отреагируют на записи пения самцов, которое было заглушено шумом автотрассы, расположенной на расстоянии в 50 и 100 метрах от гнезда. Для этого биологи накладывали на записи пения самцов синиц искусственный дорожный гул, созданный при помощи компьютерной программы.

Затем исследователи закрепили на крыше скворечника коробку с динамиком, при помощи которого они имитировали пение самцов. Эксперимент показал, что высокие трели вызывали больше симпатий у самок по сравнению с низкочастотным пением, которое потеряло свою эффективность из-за слияния с фоновым шумом.

В статье отмечается, что настоящие самцы синиц приспосабливаются к появлению городского шума, повышая высоту своих трелей. Как полагают биологи, это приводит к уменьшению "репертуара" самцов, что ограничивает эффективность естественного отбора—0--