Астрономы нашли звезду холоднее человеческого тела
24 Августа 2011

Американские астрономы обнаружили по соседству с Солнечной системой рекордно холодную звезду, температура которой не превышает комнатной - всего лишь 25 градусов Цельсия, сообщает НАСА.

Звезда, получившая обозначение WISE 1828+2650, относится к классу "несостоявшихся звезд" или коричневых карликов. Их масса меньше 7% массы Солнца (около 70 масс Юпитера).

"Обычные" звезды, обладающие достаточной массой и плотностью, светят благодаря идущей в их недрах термоядерной реакции - чаще всего, превращения водорода в гелий. Однако коричневые карлики не обладают массой, достаточной для начала реакции, постепенно угасают и охлаждаются. Во многих отношениях коричневые карлики сходны с планетами - газовыми гигантами, такими, как Юпитер и Сатурн, передает РИА Новости.

Ранее самыми холодными коричневыми карликами считались звезды спектрального класса T - в их спектре присутствуют линии метана (почему они получили название "метановые звезды"), угарного газа и даже воды. Температура их поверхности составляет лишь 420-1030 градусов Цельсия.

Однако позже ученые обнаружили еще более холодных карликов, относящихся к гипотетическому "сверххолодному" классу Y. Первая такая звезда была обнаружена в марте - согласно расчетам астрономов один из пары коричневых карликов CFBDSIR J1458+1013B, имеет температуру около 98 градусов Цельсия, то есть поверхность звезды может быть не горячее кипящей воды.

Коричневые карлики невозможно обнаружить в обычный телескоп, поскольку они почти не излучают в видимом диапазоне. Большую часть энергии они испускают в дальнем инфракрасном диапазоне, который нельзя наблюдать с Земли. Запуск в декабре 2009 года орбитального инфракрасного телескопа WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer) дал в руки ученым хорошее средство для поиска темных и слабоизлучающих объектов, таких как коричневые карлики и астероиды.

Хотя миссия WISE была официально закончена с феврале 2011 года, ученые еще анализируют собранные данные.
Майкл Кушинг (Michael Cushing) из Лаборатории реактивного движения НАСА, Дэви Киркпатрик (Davy Kirkpatrick) из Калифорнийского технологического института и их коллеги представили описание первой сотни коричневых карликов, найденных телескопом и подтвержденных наземными наблюдениями. В статье, которая будет опубликована в Astrophysical Journal, ученые описали шесть карликов класса Y, 89 - класса T, восемь - более "горячего" класса L и один M-карлик.

Один из шести Y-карликов, описанных в отдельной статье для Astrophysical Journal, оказался новым рекордсменом - температура атмосферы карлика WISE1828+2650 составляет лишь 25 градусов Цельсия.

"Коричневые карлики, которые мы открывали прежде, были настолько же горячи, как ваша духовка. С открытием Y-карликов, мы перемещаемся с кухни в более холодные углы дома", - говорит Киркпатрик.

Найденные карлики класса Y расположены по соседству с Солнечной системой, на расстояниях до 40 световых лет. Один из них - WISE 1541-2250 - может являться седьмой среди самых близких к Солнцу звезд. Расстояние до него составляет лишь около 9 световых лет, что лишь вдвое больше расстояния от Солнца до ближайшей звезды - Проксимы Центавра (4 световых года).

"Находка коричневых карликов рядом с нашим Солнцем - это как обнаружить скрытый дом в вашем собственном квартале. Мне крайне интересно, каких еще соседей нам предстоит обнаружить. С данными WISE мы можем найти коричневых карликов, которые будут ближе к нам, чем любая известная звезда", - говорит Кушинг.

Сверххолодная звезда WISE1828+2650 находится несколько дальше - на расстоянии около 30 световых лет. В ее спектре, как и в спектре других карликов Y-класса, обнаружен метан, водяной пар и аммиак.

Авторы исследования отмечают, что исследование коричневых карликов позволяет исследовать эволюцию звезд на ранних этапах эволюции Галактики, поскольку они являются их "окаменевшими" свидетелями и не менялись с тех времен.--0--