Ученые обнаружили "дедушку" современных пивных дрожжей
23 Августа 2011

Биологи обнаружили в Аргентине новый вид грибков-дрожжей - "дедушку" всех разновидностей современных пивных дрожжей, используемых для производства светлого пива-лагера, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа ученых под руководством Жозе Сампайю (Jose Sampaio) из Нового университета в Лиссабоне (Португалия) выяснила, что уникальные свойства пивных дрожжей, в частности, устойчивость к холоду, были унаследованы ими от южноамериканского грибка, который, возможно, попал в Европу после открытия Америки или же был занесен туда птицами или ветром, отмечает РИА Новости.

Пивные дрожжи были выведены пивоварами Германии в 15-м веке, которые случайно скрестили хлебопекарные дрожжи, применявшиеся для производства темного пива, и неизвестный вид этих микроорганизмов. Многие ученые предполагают, что этим грибком, возможно, являлись винные дрожжи Saccharomyces bayanus.

В отличие от других представителей рода Saccharomyces, пивные дрожжи не образуют пену на поверхности жидкости и устойчивы к воздействию холода. Датский ученый Эмиль Хансен (Emil Hansen) выделил Saccharomyces pastorianus в отдельный вид в 1883 году под названием Saccharomyces carlsbergensis, в честь пивоварни Карлсберг (Carlsberg), в которой он их обнаружил. Saccharomyces pastorianus и Saccharomyces carlsbergensis употребляются в качестве синонимов в научном обиходе.

Сампайю и его коллеги обнаружили древнего предка пивных дрожжей в буковых лесах в южной Аргентине. Авторы статьи собрали больше сотни образцов коры бука и почвы рядом с деревьями, из которых они выделили 123 разновидности дрожжей, устойчивых к холоду.

Исследователи сравнили аргентинские дрожжи с эталонными образцами геномов пивных дрожжей и родственных им видов. Один из обнаруженных ими видов грибка оказался генетически чистым предком винных и пивных дрожжей: у него имелись все участки генома, которые Saccharomyces carlsbergensis получили не от своего второго "родителя".

Кроме того, геном аргентинского вида на 99,5% совпадал с геномом винных дрожжей.

Ученые назвали этот вид Saccharomyces eubayanus - "истинные" винные дрожжи. Как предполагают исследователи, южноамериканский "дедушка" передал пивным дрожжам гены, ответственные за более эффективное расщепление сахаров и выделение веществ, стабилизирующих пиво.—0--