-2
Геофизики подтвердили, что Земля не растет
17 Августа 2011

Группа геофизиков с помощью современных космических средств измерений и новых вычислительных методик смогла "похоронить" популярную в прошлом теорию расширяющейся Земли, сообщает РИА Новости со ссылкой на Лабораторию реактивного движения НАСА.

Сотрудник лаборатории У Сяопин (Xiaoping Wu) и его коллеги в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, пишут, что зафиксированные ими колебания радиуса Земли не превышают 0,1 миллиметра - толщины человеческого волоса - в год. Эта величина не является статистически значимой.

"Наше исследование дало независимое подтверждение того, что Земля сейчас не расширяется, по крайней мере в границах неопределенности измерений", - говорит У Сяопин.

С первой половине 19-го века геологи выдвигали гипотезы расширения или сжатия Земли, чтобы объяснить происхождение гор и океанов. В частности, появление складчатых гор пытались объяснить сжатием Земли в процессе ее остывания из первоначального остывания. Сторонники расширения Земли исходили из того, что расхождение материков и появление океанов связано с растягиванием земной коры по мере роста объема недр.

В 1960-е годы была сформулирована и стала господствующей теория тектоники плит, согласно которым земная кора состоит из нескольких плит, которые, как льдины в воде плавают в вязкой верхней мантии. По границам, где плиты соприкасаются, "подныривая" друг под друга, сосредоточены очаги землетрясений, вулканы, районы активного горообразования. Однако многие геофизики по разным причинам и сегодня допускают возможность расширения или "стягивания" Земли.

Чтобы правильно оценить тектонические процессы на Земле, измерять гравитацию и вычислять координаты, необходимо точно знать, как меняется форма нашей планеты и меняется ли вообще. Для этих измерений была создана Международная земная система отсчета (ITRF - International Terrestrial Reference Frame), которая используется как для навигации на Земле, так и для отслеживания спутников в космосе. Кроме того, ее используют для измерения положения земных полюсов, изменений формы Земли и колебаний уровня моря.

Для точного вычисления радиуса Земли и определения, как он меняется, используются такие средства, как спутниковые лазерные измерения (в ходе которых с точностью до миллиметра измеряется расстояния между спутниками и отражателями на Земле), радиоинтерферометрия со сверхдлинной базой, данные навигационной системы GPS, и ряд других методов.

Группа У Сяопина использовала новые методы для переоценки данных Международной системы отсчета, в частности, они учитывали движения земной коры, а также точные данные о земной гравитации, полученные с помощью спутников GRACE.—0-