-7
Летучие мыши используют мысленную "карту" для дальних перелетов - ученые
16 Августа 2011

Летучие мыши способны находить дорогу в незнакомой местности и быстро определять свое положение при помощи мысленной "карты", составленной из хорошо заметных объектов, расположенных на границе неба и земли, пишут европейские и израильские ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Как сообщает РИА Новости, группа ученых под руководством Асафа Цоара (Asaf Tsoar) из Еврейского университета в Иерусалиме пришла к такому выводу, изучив, как перемещаются египетские летучие собаки (Rousettus aegyptiacus) с прикрепленными к ним "бортовыми самописцами" с GPS-маячком.

Авторы статьи обнаружили, что летучие мыши предпочитают летать по прямой линии с очень высокой скоростью - до 55 километров в час - в случае, если маршрут им хорошо известен. Кроме того, в таких случаях средняя высота полета Rousettus aegyptiacus составляла 100-150 метров, что указывает на то, что летучие мыши не используют эхолокацию или обоняние для ориентации в пространстве.

Ученые предположили, что мыши могли "вычислять" свою позицию в пространстве, зная свою скорость, исходное положение и другие параметры движения, или же передвигаться по маршруту, составленному из известных им объектов в ареале обитания этой популяции Rousettus aegyptiacus. Для проверки данных гипотез ученые поймали несколько Rousettus aegyptiacus, и выпустили их на расстоянии в 40-50 километров от пещер, где они обитали.
На следующую ночь большая часть мышей вернулись обратно, при этом они двигались по прямой линии и достигли знакомой им местности практически одновременно. При этом, голодные мыши направлялись к знакомым им деревьям, а сытые - к "родным" пещерам, что говорит о высокой точности такой навигации.

Цоар и его коллеги посчитали, что в поиске пути домой был задействован некий иной механизм, так как незнакомая обстановка должна была помешать Rousettus aegyptiacus проложить свой курс до мест их обитания, используя маршрут или параметры движения из известной исходной точки.

Ученые повторили эксперимент и увеличили расстояние между пещерами и местом, где они выпускали мышей - теперь это расстояние составляло 84 километра. При этом часть мышей выпускалась в глубоком котловане, высокие стены которого препятствовали визуальной ориентации. Другая часть Rousettus aegyptiacus была выпущена с вершины холма, у основания которого находился котлован. Как отмечается в статье, обе группы животных достигли родной местности на следующий день.

Количество мышей и в той, и в другой группе оказалось примерно равным, но при этом траектория их движения заметно отличалась. Мыши долго петляли внутри котлована, пытаясь установить свое местоположение или вылететь из него, и начинали лететь по прямой только тогда, когда они вылетали на свободное пространство. При этом, Rousettus aegyptiacus, которые находились на вершине горы, сразу направлялись в сторону родных пещер. Ученые полагают, что результаты этого эксперимента подтверждают то, что летучие мыши "вычисляют" свое положение в пространстве, оценивая расстояние до нескольких отдаленных, но хорошо заметных объектов.

Это позволяет летучим мышам определять свое положение в пространстве практически в любой ситуации, и достигать цели своего путешествия кратчайшим путем, считают ученые.—0--