8.4
-2
Биологи случайно открыли гриб-"невидимку"
12 Августа 2011

Биологи случайно нашли новый вид гриба, Archaeorhizomyces finlayi, генетические "следы" которого всплыли давно, но сам гриб не был до сих пор обнаружен из-за его необычайной "скрытности", говорится в статье, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

Группа ученых под руководством Тимоти Джеймса (Timothy James) из университета штата Мичиган в городе Энн-Арбор (США) случайно обнаружила Archaeorhizomyces finlayi, изучая микоризы - участки обмена питательными веществами между корнями растений и телом грибов. Ничем не примечательная, медленно растущая "паутинка" оказалась первым реально найденным представителем нового класса грибов.

Грибы относятся к отдельному царству живых организмов и сочетают в себе признаки растений и животных. По разным оценкам, существует от 100 тысяч до 2 миллионов видов грибов, при этом большую часть из них нельзя заметить невооруженным взглядом. К числу таких грибов относятся дрожжи и грибы-паразиты. Грибы питаются останками растений и животных и возвращают биологически важные элементы в почву, где они могут быть повторно использованы растениями или бактериями.

Ранее ученые часто находили обрывки ДНК неизвестного гриба-"невидимки" в образцах почвы, но никак не могли найти его грибницу или споры.

Открытие Джеймса и его коллег позволило расшифровать геном Archaeorhizomyces finlayi и сравнить его с фрагментами ДНК гриба-"невидимки". Большинство фрагментов оказались частью генома этого гриба или его ближайших родственников.

Ученые сравнили геном гриба-"невидимки" с геномами других видов грибов, и пришли к выводу, что эти грибы следует выделить в новый класс, Archaeorhizomyces, в подотделе грибов-тафриномицетов (Taphrinomycotina). В частности, к числу представителей этого подотдела принадлежат дрожжи и грибы-паразиты, вызывающие пневмонию у животных и людей.
 Archaeorhizomyces finlayi паразитирует на корнях хвойных растений, при этом не вредя их здоровью. Ученые обнаружили следы грибов этого рода в 2-3,5% изученных корней, что указывает на широкую распространенность Archaeorhizomyces в почве лесов.

"Мы не нашли никаких признаков того, что этот гриб опасен или полезен для растений. С другой стороны, распространенность Archaeorhizomyces указывает на то, что он не может просто так занимать свою экологическую нишу. Мы только начали изучать то, что он вообще делает", - пояснил Джеймс.

Небольшие размеры, крайне медленный рост и формирование спор под землей объясняют необычайную скрытность Archaeorhizomyces, считают авторы статьи. -0-