Ученые нашли 96 "спрятавшихся" звездных скоплений на снимках телескопа VISTA
03 Августа 2011

Астрономам удалось обнаружить 96 ранее неизвестных звездных скоплений в холодных газопылевых туманностях при помощи инфракрасного телескопа VISTA в обсерватории Параналь (Чили) и автоматизированного алгоритма поиска скоплений, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Европейской южной обсерватории (ESO).

Группа ученых под руководством Юры Борисовой (Jura Borissova) из Центра астрофизики в Вальпараисо (Чили) разработала компьютерную программу, которая может автоматически "отсеивать" видимые источники инфракрасного излучения и таким образом находить звездные скопления, которые "прячутся" в газовых и пылевых туманностях.

При помощи этой программы специалисты ESO проанализовали снимки телескопа VISTA и обнаружили 96 новых скоплений. Результаты их исследования будут опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.

Считается, что большинство звезд в нашей Галактике зарождается и существует не по одиночке, как наше Солнце, а в тесных группах из нескольких десятков или сотен звезд, связанных гравитационными взаимодействиями. Такие группы принято называть звездными скоплениями. Существует два типа скоплений - шаровые и рассеянные.
Первые находятся на "краю" Галактики, они состоят из старых звезд, чей возраст примерно равен возрасту Млечного пути. Рассеянные скопления образуются из звезд, которые появляются в больших газопылевых облаках. В этом случае "молодые" звезды расположены в некотором отдалении друг от друга и образуют фигуры неправильной формы. По оценкам ученых, такие скопления составляют основу рукавов нашей Галактики.

В некоторых случаях свет молодых или просто небольших звезд не способен разогреть или выйти за пределы "родительской" туманности, в результате чего такие скопления невозможно обнаружить при помощи оптических и радиотелескопов.
Высокочувствительные инфракрасные телескопы способны зафиксировать малейшие изменения в наблюдаемой "температуре" холодных туманностей и определить местоположение звезд, которые скрываются внутри них.

Борисова и ее коллеги сосредоточили свои усилия на наблюдении за участками неба, где находятся уже известные "звездные ясли" - холодные туманности, в которых протекают интенсивные процессы звездообразования. Они обрабатывали снимки туманностей, полученные телескопом VISTA, при помощи специальной компьютерной программы, которая анализировала неоднородность температур в наблюдаемом участке туманности. Таким образом ученым удалось обнаружить несколько десятков ранее неизвестных скоплений.

"Мы обнаружили, что большинство скоплений очень небольшие - они состоят примерно из 10-20 звезд. Если сравнить их с "обычными" видимыми скоплениями, то их можно признать достаточно тусклыми и компактными образованиями. Кроме того, пылевые облака вокруг них уменьшают их светимость в 10 тысяч или даже в 100 миллионов раз - неудивительно, что их было невозможно заметить до этого", - пояснил один из исследователей Радостин Куртев (Radostin Kurtev) из Центра астрофизики в Вальпараисо.

Ученые предполагают, что их методика позволит открыть множество новых скоплений в будущем.

"Мы сделали первый шаг на пути использования сложных компьютерных программ для поиска скоплений. Я уверена, что новые открытия не заставят себя ждать", - заключает Борисова.--0-