8.4
Шестой палец у крота оказался ложным - ученые
13 Июля 2011

Ученые установили, что один из шести пальцев лапы крота является не настоящим пальцем, а гибкой костью - продолжением запястья, сообщает РИА Новости со ссылкой на интернет-издание Science Now.

Все наземные млекопитающие, включая человека, обладают пятью (или менее) пальцами на каждой конечности. Иногда у людей или кошек появляется шесть, семь или даже восемь пальцев. Это явление получило название полидактилия, его вызывает редко встречающиеся сочетание генов или мутации. Однако большинство видов кротов может похвастаться шестью пальцами, два из которых - большие и могут противопоставляться всем остальным. Считается, что два больших пальца помогают кротам быстрее и эффективнее рыть туннели.

Международная группа биологов под руководством Марчело Санчеза (Marcelo Sanchez) из университета Цюриха попыталась выяснить, каким образом формируются пальцы на лапах крота, и какую роль в этом могла сыграть эволюция. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Biology Letters.

Ученые сравнили, как развиваются конечности эмбрионов кротов и их близких родственников - землероек (последние тоже ведут подземный образ жизни, но при этом на их лапах есть только один большой палец).

Генетический код кротов и землероек содержит ген Sox9, запускающий формирование костей и тканей пальцев. Ученые выяснили, что один из больших пальцев у взрослых кротов на самом деле является "самозванцем", так как он формируется уже после того, как ген Sox9 прекращает свою работу.

При этом "лже-палец" образуется из клеток запястья животного, а не из клеток костей и мягких тканей настоящих пальцев.

Таким образом, второй большой "палец" на самом деле является гибким продолжением костей запястья. Ученые полагают, что в ходе эволюции одна из этих костей постепенно вытягивалась и росла в сторону настоящих пальцев животного, пока не превратилась в их подобие. Вероятно, что этот вырост способствовал выживанию предков крота и закрепился в результате естественного отбора.

Ученые полагают, что вырост мог сформироваться из-за чрезмерно высокой активности мужского гормона тестостерона в организме кротов. Слишком большое его содержание в организме самок часто приводит к появлению потомства, отличающегося полидактилией.

Как отмечает Санчез, высокая концентрация тестостерона часто обнаруживается в тканях тех самок кротов, организм которых синтезирует как женские, так и мужские гормоны.—0--