-8
Ящерицы не хуже птиц решают задачи на интеллект - ученые
13 Июля 2011

Ящерицы не уступают птицам в способности решать некоторые типы интеллектуальных задач - по крайней мере, они так же быстро, как и некоторые виды пернатых, решают задачи по поиску спрятанного корма, говорится в статье, опубликованной в журнале Biology Letters.

Большинство видов птиц обладает хорошей памятью, они способны решать сложные проблемы даже при постоянных изменениях условий окружающей их среды. Своеобразная игра в наперсток для животных - поиск корма, спрятанного в одной из закрытых мисок - является одним из стандартных тестов, с помощью которых ученые определяют степень интеллектуального развития.

Группа биологов под руководством Мануэля Лила (Manuel Leal) из университета Дьюка в городе Дарем (США) использовала эту методику для оценки умственных способностей тропических ящериц анолисов изумрудных (Anolis evermanni).

Подопечные ученых, два самца и две самки анолиса, должны были обнаружить корм в одной из закрытых мисок. При этом миски с крышками различались по цвету и форме, а их содержимое в ходе первой части эксперимента не менялось. Для решения задачи ящерицам понадобилось на три попытки меньше, чем их пернатым конкурентам - обычным дворовым воробьям.

Во второй части опыта ученые проверили, ассоциируют ли анолисы цвет и форму емкостей с наличием в них корма: они переместили червей, которыми питаются ящеры, из одной миски в другую. На сей раз все анолисы в первую очередь проверили миску, где раньше находился корм.

Как считают биологи, это подтверждает, что ящерицы в первую очередь ориентировались на сочетание визуальных характеристик емкости и наличия в них корма, а не на запах или какие-либо другие физические признаки его присутствия поблизости.

После нескольких ошибок, два ящера, которых ученые называют "Сократ" и "Платон", смогли справиться с новой задачей. Они поняли, что ситуация изменилась, и корм "переехал".

"Ящерицы поддевают крышку своей мордой и быстро скидывают ее с миски. Естественно, такое нельзя наблюдать в природных условиях. Способность "забывать" приобретенные ассоциации является признаком высоко развитых интеллектуальных способностей", - поясняет Лил.

В то же время, специалист в области поведения птиц Луи Лефебвр (Louis Lefebvre) из университета штата Калифорния в Сан-Диего полагает, что сравнивать умственные способности пресмыкающихся и птиц при помощи этого теста нельзя. По его мнению, результаты таких экспериментов справедливы лишь в случае, если между собой сравниваются представители одного и того же класса позвоночных животных - млекопитающих, птиц или же пресмыкающихся.

"Чем больше мозг, тем лучше такая птица или животное приспосабливаются к изменению условий окружающей среды. Я полагаю, что вид ящеров, который изучала группа Лила, относится к пресмыкающимся с относительно большим мозгом", - заявил Лефебвр.—0--