Недра Луны содержат в 100 раз больше воды, чем считалось ранее - ученые
27 Мая 2011

Анализ образцов лунного грунта показал, что включения магмы в них содержат в 100 раз больше воды, чем считалось ранее, что заставляет пересмотреть представления о химическом составе лунных недр и обстоятельствах рождения Луны, пишут американские ученые в статье, опубликованной в журнале Science.

По сравнению с метеоритами, Земля и другие планеты земной группы содержат сравнительно небольшое количество воды и прочих летучих веществ. Еще меньшее количество воды в образцах лунного грунта рассматривалось как доказательство гипотезы, что Луна сформировалась в результате столкновения двух протопланетных тел. В результате этой катастрофы под воздействием высоких температур все летучие вещества испарились и Луна стала абсолютно сухим телом, считали ученые.

Однако теперь группа ученых под руководством Эрика Хойри (Erik Hauri) из Института Карнеги в Вашингтоне выяснила, что прежние оценки содержания воды в лунных породах, возможно, были неверны, отмечает РИА Новости.

Эта же группа ранее обнаружила присутствие включений магмы в образце грунта, привезенном на Землю в 1972 году "Аполлоном-17" образце грунта, получившем номер 74220. Это округлые стеклянные частицы оранжевого цвета вулканического происхождения с высоким содержанием титана.

Авторы исследования с помощью современного ионного масс-спектрометра измерили содержание молекул воды во включениях магмы, которые сформировались примерно 3,7 миллиарда лет назад. Эти включения не подверглись дегазации, поскольку до извержения оказались внутри кристаллов оливина.

"В отличие от большинства минералов вулканического происхождения, включения магмы "упакованы" в кристаллическую оболочку, которая предотвращает испарение воды и прочих летучих веществ в ходе извержения. Анализ этих образцов - лучшая возможность для оценки содержания воды в недрах Луны", - сказал один из авторов работы Джеймс ван Орман (James van Orman) из университета Кейс Вестерн Резерв.

Измерения показали, что содержание воды в этих включениях составляет от 615 до 1410 частей на миллион, что более чем в 20-100 раз больше значений, полученных ранее - не более 50 частей на миллион. Таким образом, оказалось, что содержание воды, а также ряда других веществ - серы, фтора и хлора - в земной и лунной мантиях оказались близки.

Полученный результат показал, что в существующей теории ударного формирования Луны есть существенные пробелы, отмечают ученые.

Кроме того, по мнению авторов работы, их данные могут оказаться важны для выяснения происхождения лунного льда, который ранее был обнаружен автоматическими зондами в полярных областях Луны.

"Возможно, что какая-то часть из этой воды могла появиться там в результате дегазации потоков магмы во время извержения", - пишут ученые.—0--