Последние неандертальцы нашли убежище на полярном Урале - ученые
13 Мая 2011

Последние неандертальцы на планете, возможно, нашли себе убежище на полярном Урале, где их популяция существовала еще несколько тысяч лет после общепринятой до сих пор даты исчезновения этого вида людей, свидетельствуют результаты раскопок в республике Коми, описанные российскими и французскими археологами в журнале Science.

Согласно современным данным, отмечает РИА Новости, неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis) и их близкие "родственники" появились в Европе, на Ближнем Востоке и в Средней Азии примерно 150-140 тысяч лет назад. Эта эпоха, которую археологи называют средним палеолитом или мезолитом, продолжалась до момента появления в Европе нового "крупного игрока" - человека современного типа (Homo sapiens sapiens), который пришел из Африки примерно 40 тысяч лет назад.

Уже 37 тысяч лет назад неандертальцы исчезают почти во всей Евразии, их место занимают современные люди, а культуры среднего палеолита, и, в частности, неандертальская "мустьерская культура" уступают место культурам верхнего палеолита. Последние "твердыни" неандертальцев были только в некоторых регионах южной Европы, например в Испании и Португалии.

Однако группа археологов под руководством Людовика Слимака (Ludovic Slimak) из университета Тулузы пришла к выводу, что неандертальцы могли сосуществовать с современными людьми значительно дольше и могли жить еще 31 тысячу лет назад, причем на тысячу километров севернее ранее известной северной границы их расселения - буквально в двух шагах от полярного круга, в арктических условиях полярного Урала, в районе деревни Бызовая (Коми).

"На этом памятнике, который расположен далеко на севере, найдены орудия, которые типичны для среднего палеолита, то есть для эпохи неандертальцев", - сказал РИА Новости один из авторов статьи Павел Павлов, заведующий отделом археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра РАН.

Стоянка Бызовая, расположенная на правом берегу реки Печора, была впервые обнаружена еще в 1965 году и много раз исследовалась как российскими археологами, так и их коллегами из Норвегии и Франции. Всего здесь было найдено более 300 каменных артефактов и около четырех тысяч костей животных, главным образом мамонтов.

Ученые тщательно исследовали обнаруженные ими каменные орудия и пришли к выводу, что они относятся к мустьерской культуре, которую принято считать "неандертальской". В частности, ученые доказывают, что люди, обитавшие в Бызовой, не использовали "лезвия": длинные, тонкие, хорошо обработанные орудия, которые в Европе типичны для стоянок людей современного типа. Поэтому группа Слимака сделала вывод, что орудия в Бызовой были сделаны неандертальцами.

Вместе с тем, авторы признают, что этот вывод не может быть окончательным.
"Мы не знаем точно, кто оставил эти орудия, это может быть человек современного типа, это может быть неандерталец. Поскольку не найдено костей, то окончательного ответа на этот вопрос мы не знаем", - говорит Павлов. "С большой долей вероятности, это неандертальцы, но для этого надо найти кости, чтобы доказать это бесповоротно", - добавляет ученый.

ЧЬИ ОРУДИЯ?

Поскольку новые свидетельства - это орудия, а не кости неандертальцев, группе, работавшей в Бызовой придется пройти через мясорубку одной из самых яростных дискуссий в археологии - может ли подвид гоминида быть определен исключительно по каменным орудиям, которые они оставили после себя.

Многие археологи заявляют, что люди современного типа на Ближнем Востоке и в Африке часто оставляли орудия, похожие на мустьерские.

"Нет оснований для вывода, что эти примитивно выглядящие орудия были сделаны неандертальцами", - говорит археолог Джон Хоффэккер (John Hoffecker) из университета Колорадо в Боулдере. По его мнению, охотники на мамонтов в Бызовой были скорее людьми современного типа, нежели неандертальцами.

"Они (орудия) не более уникальны для неандертальцев, чем большой мозг или противопоставленный палец", - говорит Джон Ши (John Shea) из университета Стони Брук.
Слимак и коллеги, хотя и признают, что орудия в Бызовой могли быть сделаны людьми современного типа, но считают это маловероятным.

"Бызовая находится в арктической Европе, а не на Ближнем Востоке или в Африке. В Европе уравнение "мустьерский = неандертальский" всегда было абсолютно истинным", - отмечает Слимак.

ПРИРОЖДЕННЫЕ СЕВЕРЯНЕ

Павлов говорит, что новое открытие, если все же найдет подтверждение их вывод относительно неандертальского происхождения стоянки, отодвинет северную границу расселения неандертальцев почти на тысячу километров к северу.

"Это 65-й градус северной широты, самая северная известная до сих пор неандертальская стоянка - на верхней Каме, это 58-й градус северной широты. Бызовая очень близко от полярного круга, в 175 километров, практически на полярном круге", - говорит ученый.

По его словам, в ту эпоху климат был значительно холоднее современного, хотя это был период межледниковья. "Это были открытые тундростепные пространства", - сказал Павлов.
Он отметил, что древние обитатели Бызовой были хорошо адаптированы к арктическим условиям, они, несомненно, умели делать одежду, поскольку в том климате без нее невозможно было выжить.

Ученый отметил, что эти данные позволят лучше понять, как происходила смена господствующего антропологического вида человека.—0--