"Кассини" обнаружил "линию электропередачи" между Сатурном и Энцеладом
20 Апреля 2011

Межпланетный зонд "Кассини" обнаружил "линию электропередачи" между Сатурном и его ледяным спутником Энцеладом - постоянный поток ионов и электронов, связывающий эти небесные тела, говорится в статье международной группы ученых, которая будет опубликована в журнале Nature в четверг.

Зонд НАСА "Кассини" (Cassini) исследует Сатурн и систему его лун с 2004 года. За это время он сближался с Энцеладом 12 раз, передает РИА Новости.

Во время одного из таких сближений с помощью прибора INCA (Ion and Neutral Camera) зонд зафиксировал поток ионов и электронов, исходящий от северного полушария Сатурна и уходящий в сторону Энцелада.
Позднее прибор UVIS (UltraViolet Imaging Spectrograph) на борту "Кассини" обнаружил в атмосфере у северного полюса Сатурна ярко светящееся в ультрафиолетовом диапазоне пятно размером примерно с Швецию - 400 на 1,2 тысячи километров.

Согласно расчетам, именно в этом месте - несколько в стороне от "короны" полярного сияния - должна была находиться точка входа потока "электрического тока" с Энцелада, что подтверждает существование "ЛЭП" между планетой и спутником.

Ранее ученые обнаружили сходные процессы в системе лун Юпитера. Один из его спутников, открытый еще Галилеем - Ио, как было установлено, также связан потоком электрического тока с Юпитером и порождает яркие пятна полярных сияний у его полюсов. По мнению исследователей, возникновение "электрических связей" связано с вулканическими процессами.

"Теперь мы можем предположить, что это универсальный процесс: Ио - небесное тело с самым активным вулканизмом в Солнечной системе порождает яркие пятна в полярном сиянии Юпитера. Теперь мы видим то же на Сатурне - гигантские выбросы воды и льда на Энцеладе, возможно, связанные с криовулканическими процессами, создают потоки электронов и пятна в полярном сиянии Сатурна", - говорит один из авторов исследования Эндрю Коутс (Andrew Coates) из университетского колледжа Лондона.

Энцелад - единственная геологически активная луна в системе Сатурна. В 2005 году "Кассини" обнаружил на нем гигантские струи из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космическое пространство из трещин вблизи южного полюса.

В результате возникает облако электрически заряженной плазмы, которое выстреливает электроны вдоль линий магнитного поля в сторону северного полюса Сатурна, создавая устойчивый электрический ток и пятно полярного сияния у полюса планеты.

Миссия "Кассини-Гюйгенс" - совместный проект космических агентств США, Европы и Италии по изучению Сатурна. Космический зонд "Кассини" со спускаемым аппаратом "Гюйгенс" был запущен в 1997 году и достиг орбиты планеты 1 июля 2004 года. "Гюйгенс" изучил атмосферу и поверхность Титана, спутника Сатурна, а "Кассини" после отделения аппарата продолжил изучение планеты и ее спутников.

В конце сентября 2010 года "Кассини" начал новый этап своей миссии, получивший название "Солнцестояние" (Solstice): срок работы аппарата продлен до 2017 года, а сам зонд даст ученым возможность впервые детально изучить весь сезонный период Сатурна.--0--