-8
Душевная боль действует на мозг подобно физической - ученые
29 Марта 2011

Физическая травма и сильное чувство социальной отверженности вызывают в мозге человека одинаковые реакции, пишут американские ученые в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, передает РИА Новости.

Социальный психолог Этан Кросс (Ethan Kross) из университета Мичигана (США) и его коллеги показали, что одни и те же области мозга активируются как в ответ на болевые ощущения, так и в ответ на переживания, вызванные сильным чувством одиночества и отверженности.

"На первый взгляд, ощущение, которое вызывает пролитый на себя горячий кофе, и чувства от мыслей о том, что тебя отвергли, должны вызывать очень разные типы боли. Но наше исследование показывает, что они могут быть похожи даже больше, чем считалось", - сказал Кросс, слова которого приводятся в сообщении университета.

Авторы статьи впервые показали, что боль и "чувство брошенности" вызывают активность в двух зонах мозга - во вторичной соматосенсорной и островковой коре.

Для исследования ученые отобрали 40 человек (из них 21 женщина), в последние шесть месяцев переживших разрыв романтических отношений и чувствовавших себя отвергнутыми. Каждый участвовал в двух частях эксперимента - одна была связана с чувством "социальной" боли, а вторая - с чувством боли физической.
Во время первой части эксперимента испытуемые разглядывали фотографию своего бывшего партнера и должны были думать о наиболее позитивных переживаниях, которые они испытали с этим человеком.

Во время второй части эксперимента с помощью специального нагревательного прибора, приложенного к левому предплечью участника, экспериментаторы, вызывали болевые ощущения. Подопытные ощущали иногда легкое тепло, а иногда - температуру чашки с горячим кофе.

Активность мозга всех участников эксперимента контролировалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Исследователи изучали мозг в целом или фокусировались на отдельных зонах, которые ранее были идентифицированы, как связанные с физической болью. Они также сравнили полученные данные с базами результатов 500 предыдущих томографических исследований реакций на боль, эмоции, работу памяти, переключения внимания.

"Мы обнаружили, что индуцированное чувство отвергнутости активирует регионы мозга, которые вовлечены в ощущение физической боли", - делает вывод ученый.

Авторы исследования отмечают, что полученные ими данные помогут понять, как душевные переживания могут становиться причиной телесных болезней и вести к самым разнообразным видам боли и психическим расстройствам.-0-