8.3
Полезные бактерии в легких помогают бороться с гриппом - ученые
15 Марта 2011

Симбиотические бактерии у млекопитающих, в том числе и у человека, не только помогают пищеварению, но и участвуют в борьбе иммунной системы с вирусами гриппа, сообщают ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Акико Ивасаки (Akiko Iwasaki) из Йельского университета и ее коллеги изучали микрофлору легких у мышей и ее реакцию на возбудителей гриппа и медицинские препараты. Они выяснили, что количество антител и Т-лимфоцитов - клеток, борющихся с заболеванием - у животных, получавших антибиотики в течение месяца до заражения гриппом было значительно ниже, чем у их сородичей, организмы которых не были предварительно "зачищены" лекарствами, передает РИА Новости.

"Симбиотические бактерии выполняют у своих хозяев множество жизненно важных функций помимо пищеварения. Их важность для поддержания иммунного гомеостаза слизистой кишечника хорошо известна, однако наше исследование также показывает, что такие бактерии могут регулировать иммунный ответ и слизистой дыхательной системы", - пишут ученые в статье.

Восстановить нормальный уровень реакции иммунной системы у мышей удавалось с помощью липополисахаридов - основных компонентов клеточных стенок бактерий. Липополисахариды взаимодействуют с рецепторами TLR, играющими ключевую роль в иммунитете, и вызывают иммунную реакцию - именно так полезные бактерии поддерживают иммунную систему в "боеспособном" состоянии.

Ученые использовали четыре антибиотика - ампициллин, ванкомицин, неомицин и метронидазол. Выяснилось, что ключевую роль в усилении реакции иммунной системы на вирус гриппа, по-видимому, играют бактерии, чувствительные к неомицину - антибиотику, который, в частности, используется для "стерилизации" кишечника перед хирургическими операциями. Чтобы определить конкретные виды бактерий, "работающих" на иммунный ответ, потребуются дополнительные исследования.

По мнению исследователей, антибиотики, которые часто используются в лечении респираторных заболеваний, могут мешать запуску естественного иммунного ответа на вирус гриппа. Поэтому, заключают авторы, нужно изучить возможность использования пробиотиков, препаратов, восстанавливающих нормальную микрофлору, для поддержания иммунитета в сезон гриппа.—0--