-5
Ученые научились "оживлять" воспоминания
04 Марта 2011

Ученые выявили биохимическую молекулу, активность которой в коре головного мозга позволяет "освежить", или напротив, "погасить" уже сформированные воспоминания, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Sciece.

По мнению ученых, данное открытие может быть использовано для лечения потери памяти у людей, связанной с возрастными изменениями или болезнью, и даже напротив - для помощи человеку, которому травмирующие воспоминания мешают вести нормальную жизнь, передает РИА Новости.

Группа биохимиков под руководством Тода Сактора (Todd Sacktor) из Медицинского центра Нью-Йоркского университета в своих экспериментах показала, что дополнительные количества молекулы белка-фермента протеин киназы м-дзета (ПКМ-дзета) в головном мозге помогали крысам "вспомнить" информацию, которую они усвоили в прошлом. Аналогичным образом блокирование активности этой молекулы снижало возможности животных по долговременному запоминанию информации.

Медицинские препараты, затрагивающие работы ПКМ-дзета в скором времени могут стать одним из методов для улучшения способности человека оперировать кратковременной памятью и просто усваивать большие объемы информации. ПКМ-дзета, в свою очередь, позволяет улучшить уже имеющиеся воспоминания.

Согласно современным представлениям ученых, формирование связей между нервными клетками - процесс, лежащий в основе работы памяти. Увеличение прочности этой связи должно приводить и к упрочнению воспоминаний, однако как этого добиться ученым до настоящего времени было не известно.

Первым найти подход к решению этого вопроса удалось Сактору в 2007 году, который стер воспоминания у крыс с помощью препарата, блокирующего работу ПКМ-дзета. В своей новой работе Сактор использовал генетические методы для усиления и блокирования работы этого фермента в коре головного мозга грызунов.

Через неделю после того, как крысы перенесли заболевание, вызванное предложенной ими зараженной подслащенной водой, животным ввели генетические компоненты, направленные на увеличение или уменьшение активности ПКМ-дзета.

Крысы с усиленной активностью этого фермента в мозге, усвоив урок, через неделю после инъекций отказывались от предлагаемой им сладкой воды. Контрольная группа животных, не получивших инъекций, подходила к питью гораздо чаще, тогда как крысы со сниженной функцией фермента пили с жадностью.

Ученые провели и подтвердили результаты исследования с несколькими типами еды и питья.

По мнению авторов исследования, слова которых приводит интернет-издание Science NOW, фермент каким-то образом изменяет структуру белков в окончаниях нервных клеток, синапсах, которыми они связываются друг с другом. В результате этого синапсы становятся более чувствительными к нейромедиаторам - молекулам, вызывающим активацию нервных клеток.

Ученые уверены, что ПКМ-дзета позволяет увеличить устойчивость всех воспоминаний, которыми обладает животное, что может быть справедливо и в отношении человека. По этой причине лекарства, улучшающие работу фермента, могут быть основой для лечения людей с возрастными проблемами с памятью.

Для того, чтобы применять лекарства в психиатрии для лечения людей с травмирующими воспоминаниями, ученым, для начала, нужно научиться освежать или блокировать конкретные воспоминания, чтобы удалять плохие и оставлять только хорошие.--0--