484
Костная ткань может влиять на репродуктивные способности у мужчин – ученые
18 Февраля 2011

Ученые доказали, что гормоны, выделяемые клетками костной ткани, приводят к увеличению концентрации тестостерона в организме самцов мышей, что сопровождается увеличением их репродуктивных способностей и, вероятно, может быть использовано для лечения бесплодия у людей, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Cell.

Согласно РИА Новости, авторы исследования, группа ученых под руководством Джерарда Карсенти (Gerard Karsenty) из медицинского центра Колумбийского университета в США, показала, что лишение клеток костной ткани мышей возможности вырабатывать гормон остеокальцин приводит к резкому снижению уровня тестостерона в их крови. Эти мыши обладают существенно меньшими семенными железами и при репродукции приносят вдвое меньше потомства. При этом аналогичное ограничение не сказывается на продуктивности самок.

Эта работа служит свидетельством того, что костная ткань выполняет не только конструкционную функцию в организме животных и человека, но и является источником гормонов и, вероятно, участвует в метаболизме. Открытие группы Карсени позволит по-новому взглянуть на механизмы регуляции в организме человека с участием костной ткани.

Сами исследователи полагают, что их работа может лечь в основу методик увеличения репродуктивных способностей у мужчин, страдающих бесплодием. Ученым было известно о влиянии половых желез на рост и развитие костной ткани. Группа Карсени попыталась проверить, есть ли обратная связь - влияние костей на половые гормоны.
В своей работе с мышами ученые начали с клеточных культур их костной ткани и клеток

ткани семенных желез. Исследователи показали, что взаимодействие клеточных культур приводит к высвобождению дополнительного количества тестостерона клетками семенных желез. В ходе дальнейших работ было показано, что ключевую роль в выработке дополнительного количества тестостерона играет гормон остеокальцит и его рецептор GPRC6A.

Гормон содержится в мужских половых железах и отсутствует в женских. Ученые полагают, что воздействие лекарств, используемых людьми для лечения хронических болезней, связанных со здоровьем костей, может затрагивать эти пути биохимических превращений и оказывать влияние на мужские репродуктивные способности.
В своих предыдущих работах Карсени уже продемонстрировал, что костная ткань может быть задействована в метаболизме, выработке инсулина, формировании массы тела, переработке глюкозы - процессах, связанных со старением.

"Наша работа показывает, что мы знаем очень мало о работе человеческого организма, что, задавая себе наивные вопросы, мы можем сделать важные открытия. Кроме того, мы теперь знаем, что костная ткань производит важный набор функций, каждая из которых оказывается затронутой по мере старения. Мы полагаем, что кости не только являются жертвами процесса старения, но могут быть активными компонентами, участвующими в дряхлении организма", - приводит слова Карсени пресс-служба университета.—0-