-1
Геном возбудителя гонореи содержит фрагменты ДНК человека - ученые
14 Февраля 2011

ЕРЕВАН, 14 фев - Новости-Армения. Бактерии-возбудители гонореи, одной из самых распространенных венерических болезней, в результате "общения" с человеком "присвоили" себе фрагменты человеческой ДНК, пишут ученые из чикагского Северо-Западного университета в статье, опубликованной в журнале mBio.

Ранее считалось, что межвидовой обмен генами или горизонтальный перенос происходит в основном среди бактерий и других одноклеточных организмов. Однако позже гены бактерий-паразитов были обнаружены в геноме (совокупность генов) некоторых насекомых, передает РИА новости.

"Но перенос человеческой ДНК в бактерию - это очень большой прыжок. Эта бактерия должна была преодолеть некоторые препятствия, чтобы заполучить эту последовательность ДНК", - говорит ведущий автор исследования Марк Андерсон (Mark Anderson).

Присутствие человеческих генов в геноме возбудителя гонореи - бактерии Neisseria gonorrhoeae - было обнаружено при изучении ряда выделенных в Институте Брода (Массачусетс) разновидностей этого микроорганизма. Три из 14 изолятов содержали в своем геноме элементы, идентичные фрагментам человеческой ДНК - так называемым ретротранспозонам класса L1. Эти элементы имеют длину от нескольких сотен до 9 тысяч пар нуклеотидов и отличаются способностью самовоспроизводиться внутри генома.

Андерсон и его коллеги секвенировали (расшифровали) этот фрагмент и подтвердили, что он идентичен человеческому. Они также показали, что около 11% проверенных типов гонококков содержат человеческие гены.

Кроме того, исследователи изучили геном близких родственников возбудителя гонореи - бактерии Neisseria meningitidis, которая вызывает менингит, но не нашли "человеческих" фрагментов.

Ученые отмечают, что их открытие позволит лучше понять механизмы эволюции бактерий, а также выяснить, что позволяет возбудителям гонореи настолько быстро адаптироваться и выживать в человеческом организме. В частности, эти бактерии могут быстро развивать устойчивость к антибиотикам. Гонорея является одной из немногих болезней, поражающих исключительно человека.-0-