Секс и агрессия управляются общим "выключателем" в мозге - ученые
10 Февраля 2011

Ученые на примере самцов мышей доказали: побуждение к спариванию или агрессии управляется одним и тем же набором нервных клеток в головном мозге (нейронов) - что может быть справедливо и для людей, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature, передает РИА Новости.

Такая взаимосвязь позволяет мышам сочетать охрану личной территории и репродукцию. У людей же отклонения в работе отвечающей за эти функции области мозга, вентромедиального гипоталамуса, вероятно, являются причиной возникновения насилия на сексуальной почве.

Как показали эксперименты, искусственная активация данной области мозга у самцов мышей заставляет их атаковать неподвижные объекты и даже самок, за которыми они, пребывая в нормальном состоянии, должны ухаживать. Если же вентромедиальный гипоталамус "отключен", самцы равнодушно относятся к другим самцам, вторгающимся на их территорию.

Изучение природы агрессии и поиск соответствующей области головного мозга ведутся учеными уже достаточно давно. Однако, как пояснил в интервью интернет-изданию Nature News ведущий автор публикации Даюй Линь (Dayu Lin) из Университета Нью-Йорка, соответствующие методы исследования появились только в последнее время.

Исследователи генетически модифицировали мышей таким образом, чтобы при активации работы нервных клеток их головного мозга эти клетки светились под воздействием ультрафиолета. После этого ученые обнаружили, что агрессия в отношении самцов у мышей мужского пола сопровождается активацией тех же нервных клеток мозга, которые активны и во время спаривания с самкой.

В ходе более детальных исследований ученые сумели выделить отдельные нейроны, активизирующиеся либо в случае агрессии, либо при копуляции. Проделанная работа позволила найти и небольшое количество нервных узлов, активизирующихся в области вентромедиального гипоталамуса в обоих случаях.

Искусственная активация данной области мозга заставляла самцов атаковать даже самок - правда, лишь в случае, если процесс спаривания или ухаживания еще не начался. При этом подавление активности нейронов вентромедиального гипоталамуса лишало самцов желания соперничать с "коллегами", но вовсе не мешало им проявлять интерес к самкам.
Ученые полагают, что такая связь центров головного мозга, отвечающих за репродукцию и агрессию, помогает мышам правильно откликаться на вторжение в свое личное пространство - при активации нейронов, отвечающих конкретно за процесс спаривания, подавляется агрессия по отношению к незнакомой женской особи, что позволяет мышам вывести потомство.

"Есть основания полагать, что наше открытие справедливо и в отношении людей, гипоталамус - одна из самых эволюционно древних структур мозга, связь которой с агрессией уже была выявлена на примере обезьян. Вероятно, у людей, совершающих насильственные преступления на сексуальной почве наблюдаются расстройства в работе именно вентромедиального гипоталамуса, так что импульсы, побуждающие к агрессии, не отделены надлежащим образом от нервных импульсов, управляющих половым влечением", - сказал Дэвид Андерсон (David J. Anderson), соавтор публикации из Калифорнийского университета в Пасадене.-0-