Сумчатые лягушки "отменили" необратимость эволюции, вновь отрастив зубы
31 Января 2011

Живущие на деревьях сумчатые лягушки Южной Америки оказались способны заново отрастить утраченные в процессе эволюции зубы, что опровергает закон Долло о необратимости эволюции, сообщает BBC в понедельник со ссылкой на исследование ученых, опубликованное в журнале Evolution.

Закон Долло, также известный как закон необратимости эволюции, был сформулирован в 1893 году бельгийским палеонтологом Луи Долло. Согласно закону, организм не может вернуться, хотя бы частично, к прежнему состоянию, которое уже пройдено рядом его предков. Например, наземные позвоночные животные в процессе вторичного приспособления к жизни в воде не становятся опять рыбами и не приобретают признаков, свойственных рыбам.

"Объединение данных окаменелостей с расшифровками генома на основе нового статистического метода показало, что лягушки утратили свои зубы на нижней челюсти более 230 миллионов лет назад, однако эти зубы вновь появились у Gastrotheca guentheri в последние 20 миллионов лет", - говорит исследователь Джон Винс (John Wiens), который цитируется в сообщении.

При этом лягушки Gastrotheca guentheri, обитающие на лесистых склонах Анд в Колумбии и Эквадоре, являются единственным видом лягушек, у которых есть зубы, как на верхней, так и на нижней челюсти. У других видов лягушек зубы встречаются только на верхней челюсти.

Кроме того, эти южноамериканские лягушки знамениты тем, что подобно некоторым австралийским животным, в частности, кенгуру, являются сумчатыми. Они вынашивают яйца в особых мешочках, расположенных, однако, в отличие от австралийских млекопитающих, не на животе, а на спине.

Как отмечается в статье, возвращение "спорных" нижних зубов вызвало широкую полемику в научной среде. Ученые полагают, что открытие обнаружило брешь в господствующих научных теориях.

"Потеря нижнечелюстных зубов у предка современных лягушек и их возвращение у Gastrotheca guentheri является очень весомым доказательством противоречивой идеи, что анатомические черты, которые были утрачены в ходе эволюции, могут вернуться даже после отсутствия в течение сотен миллионов лет", - говорит Винс, возглавивший группу ученых Нью-Йоркского Университета Стоуни-Брук для расследования необычного явления.

При этом, как отмечается в статье, в последние десятилетия ученые отмечали другие подобные случаи возвращения утраченных эволюционных черт у некоторых видов насекомых, улиток и ящериц.--0--