-5
Ученые вывели трансгенных кур для борьбы с распространением птичьего гриппа
14 Января 2011

Ученые вывели генетическую линию кур, способных предотвратить распространение птичьего гриппа, который уже привел к гибели сотни людей и нанес многомиллионный ущерб фермерам, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science, передает РИА Новости.

Авторы разработки признают, что для подтверждения безопасности трансгенных кур для человека потребуется еще несколько лет исследований, а потому в настоящее время эта работа не является руководством к действию для продовольственных компаний и маленьких фермерских хозяйств. Тем не менее, она служит примером того, как можно бороться с распространением вируса, который, по признанию многих экспертов, в результате дальнейшей эволюции может обрести способность передаваться от человека к человеку.

Группа ученых во главе с профессором Хэлен Сэнг (Helen Sang) из Эдинбургского университета в Великобритании, внедрила в клетки зародышей кур с помощью безвредного вируса специальный набор РНК молекул, способных вступать во взаимодействие с одним из ферментов вируса H5N1 - так называемого птичьего гриппа. Блокируя в результате этого взаимодействия работу фермента, набор РНК предотвращает его размножение в организме животного.

В ходе дальнейших исследований ученые показали, что этот набор молекул может встраиваться в особые клетки организма животных, благодаря чему РНК-инструкция по борьбе с H5N1 распространяется практически по всем клеткам цыплят следующего поколения.

В своих экспериментах исследователи помещали трансгенных кур, зараженных вирусом, в одну клетку с обычными, часть из которых также была заражена, а часть оставалась здоровой. Выяснилось, что трансгенные куры быстро погибают от вируса, однако здоровые животные не заражаются даже при тесном контакте.

"Введенная нами обманная для вируса РНК-инструкция имитирует важную часть генома, идентичную для всех штаммов H5N1. Вирусу будет очень сложно эволюционировать таким образом, чтобы обойти нашу "ловушку", сохранив способность к инфицированию птиц и размножению в их организме. Это совершенно новый подход, гораздо более эффективный по сравнению с вакцинами, которые не по карману малым фермерским хозяйствам развивающихся стран, где вирус особенно широко распространен. Кроме того, вакцины работают только для известных или очень похожих модификаций вируса и должны постоянно совершенствоваться", - прокомментировал исследование доктор Лоуренс Тили (Laurence Tiley), соавтор статьи, слова которого приводит пресс-служба Кембриджского университета.

Согласно выводам экспертов, мнение которых приводит интернет-издание Nature News, трансгенные куры могут стать широко доступными для всех мировых хозяйств в короткий срок благодаря работе нескольких крупных продовольственных компаний, однако в настоящее время, из соображений безопасности, руководство этих организаций намерено воздержаться от внедрения генетически модифицированных животных в производство продуктов питания.

"Научное сообщество возбуждено успехом своих коллег, однако люди, принимающие решения в продовольственных компаниях, будут проявлять особенную осторожность", - прокомментировал исследование независимый эксперт вирусолог Карел Шат (Karel Schat) из Корнельского университета в США.--0--