-6
Стресс перед экзаменом можно снизить, написав о своих тревогах - ученые
14 Января 2011

ЕРЕВАН, 14 янв - Новости-Армения. Ученые доказали, что письменное изложение тревог перед сдачей сложных экзаменов, помогает студентам бороться с вызываемым предстоящими испытаниями стрессом и лучше справляться с заданиями, сообщается в статье, опубликованной в журнале Science в четверг, передает РИА Новости.

Авторы работы уверены, что их статья поможет талантливым людям избегать так называемого "заклинивания" или "зацикливания" мыслей, когда стрессовая нагрузка мешает им продемонстрировать все свои навыки и знания. По словам ученых, этот положительный эффект тем сильнее, чем больше важность сдаваемых экзаменов и выше нервная нагрузка, предшествующая испытаниям.

"Несмотря на то, что люди, как правило, чрезвычайно мотивированы на достижение наилучшего результата, ситуации, подобные экзаменам, спортивным состязаниям или публичным выступлениям, накладывая эмоциональную нагрузку на людей, мешают людям проявить все свои способности наилучшим образом", - сообщила ведущий авторы статьи профессор Шан Бейлок (Sian Beilock).

Благотворное влияние письменного изложения тревог и беспокойств, связанных с получением физических травм или состоянием моральной подавленности уже было доказано в ряде работ других исследователей, показавших эффективность этого метода снижения симптомов депрессии. В своем новом исследовании Бейлок и её коллеги попытались выяснить, можно ли снизить таким же образом стрессовую нагрузку на студентов во время важных экзаменов.

В экспериментальной работе было задействовано 20 студентов, каждый из которых должен был выполнить два коротких математических теста. В первом случае студентам было предписано просто старательно выполнить задание. Перед вторым тестом авторы сообщили, что от качества выполнения теста будет зависеть сумма дальнейшего денежного вознаграждения. Кроме того, ученые сказали своим подопечным, что процесс выполнения теста будет записан на видео и показан преподавателям математики для оценки.

Половине студентов предоставили 10 минут для изложения своих тревог, связанных с тестом, в письменном виде, тогда как вторая половина студентов должна была это же время просто сидеть в ожидании получения задания.

Согласно данным ученых, качество выполнения теста второй группой студентов упало в результате приложения психологической нагрузки на 12%, тогда как студенты, изложившие свои тревоги в письменном виде, справились со вторым тестом в среднем на 5% лучше, чем с первым.

При этом простое письменное упражнение, в котором студентам нужно было записать мысли, не касающиеся экзаменационного стресса, не дало такого результата.

"Письменное изложение тревог и беспокойств в течение 10 минут перед началом экзамена позволило участникам эксперимента высвободить мыслительные силы, которые в противном случае неизбежно были бы скованы тревожными мыслями и беспокойством", - заключила Бейлок.

Аналогичного эффекта ученым удалось добиться и в реальных условиях с участием школьников-девятиклассников, сдававших экзамен по биологии. Протестировав заблаговременно всех участников этого полевого эксперимента на предрасположенность к беспокойству, связанному со сдачей важного экзамена, ученые непосредственно перед тестом предложили некоторым из них описать свои тревоги на бумаге.

Даже с учетом индивидуальной успеваемости в течение года авторы статьи сумели выявить заметный положительный эффект снижения стрессовой нагрузки на учеников с помощью письменного упражнения, который позволил им более удачно пройти испытание по сравнению со сверстниками, не писавшими перед тестом ничего о своих страхах.-0-