8.4
-11
Пингвины с "клипсами" искажают данные о воздействии потепления на Антарктику - ученые
13 Января 2011

Практика мечения пингвинов металлическими полосами, закрепленными на крыльях, значительно снижает их шансы на выживание и искажает данные о влиянии климатических изменений на экосистему Антарктики. Об этом пишет группа французских и норвежских ученых в статье, опубликованной в журнале Nature РИА Новости.

Данные климатологов свидетельствуют, что наиболее сильно глобальное потепление проявляется именно в приполярных регионах планеты, поэтому арктические и антарктические экосистемы должны в наибольшей степени испытывать воздействие климатических изменений.

Проще всего контролировать состояние экосистемы в целом, если наблюдать за обитателями верхушки пищевой пирамиды - самыми крупными хищниками. Так, динамика численности и состояние популяции пингвинов может использоваться как интегральный показатель ситуации в антарктической экосистеме, пишут авторы исследования.

Однако широко используемые методы контроля, как установила Клэр Саро (Claire Saraux) из Страсбургского университета и ее коллеги, могут значительно искажать действительную картину.
В большинстве случаев зоологи для изучения популяций пингвинов использовали метки - металлические полосы с номерами, которые закреплялись на их крыльях.

Авторы статьи в течение 10 лет, с 1998 по 2008 год, наблюдали за двумя группами королевских пингвинов, живших на островах Торресова пролива. Одна из групп была мечена вживленными под кожу радиопередатчиками, а вторая - и передатчиками, и традиционными металлическими "клипсами".

"Меченные полосами птицы приносили на 39% меньше птенцов, их уровень выживания был на 16% меньше, что демонстрирует значительное долговременное воздействие на птиц традиционной практики мечения и заставляет отвергнуть мнение, что птицы в конечном счете адаптируются к меткам", - говорится в статье.

По данным ученых, даже спустя 10 лет меченые птицы позже откладывали яйца, плавали с меньшей скоростью и вынуждены были тратить больше времени на поиски добычи, чем остальные.

"В конечном счете меченые и немеченые птицы по-разному реагировали на климатические изменения", - констатируют ученые.

По мнению авторов исследования, наблюдения за пингвинами с "клипсами" значительно искажают действительную картину влияния климатических изменений на антарктическую экосистему. Масштаб этих искажений неясен, но обширные массивы накопленных за десятилетия данных теперь могут быть поставлены под сомнение, отмечают ученые.—0--