Следы древнейшего в мире виноделия найдены в Армении
11 Января 2011

Международная группа археологов обнаружила при исследовании пещерного комплекса "Арени-1" в юго-восточной Армении древнейшие свидетельства винодельческого ремесла, которым исполнилось более шести тысяч лет. Об этом говорится в статье ученых, опубликованной в Journal of Archaeological Science, передает РИА Новости.

Авторы статьи, археологи из Египта, США и Армении под руководством Ханса Барнарда (Hans Barnard) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, исследовали те же пещеры, где ранее был найден старейший образец кожаной обуви и одежда из волокон крапивы шеститысячелетнего возраста.

Впервые следы возможного виноделия в этой пещере были обнаружены еще в 2008 году. Теперь химический анализ следов веществ, найденных на нескольких керамических черепках в пещере Арени, позволил доказать, что ее обитатели действительно занимались виноделием примерно в 4000 году до нашей эры.

Кроме того, в числе находок археологов оказались остатки пресса, кувшины для хранения вина и "отходы производства" - зерна винограда, остатки выжатых ягод, стебли.

Наиболее сложной задачей для ученых был поиск строгих доказательств, что обитатели пещеры занимались именно производством вина.

Сознательное сбраживание углеводов для получения спиртных напитков считается одним из ключевых изобретений, отмечающих переход от палеолита к неолиту.

"Считается, что эта технология была по меньшей мере одним из факторов, приведших к появлению культурных растений и развитию гончарного ремесла", - пишут ученые.

Обычно в качестве археологического доказательства производства вина служит присутствие следов тех или иных веществ на остатках керамических сосудов, в частности, винокаменной кислоты и смол, которые добавляли в вино для лучшей сохранности. Однако винокаменная кислота присутствует во многих растениях и фруктах, ходя и в меньших концентрациях, чем в винограде.

"Лучшим химическим индикатором присутствия красного вина является мальвидин - флаваноид, который придает винограду и вину красный цвет... и присутствует в относительно небольшом количестве растений", - говорится в статье.

Это вещество, в свою очередь, выделяет сиринговую кислоту, присутствие которой и было обнаружено учеными с помощью хроматографии и масс-спектроскопии.

Раскопки в пещерном комплексе "Арени-1" начались в 2007 году. Благодаря уникальному микроклимату в этом комплексе сохранились органические материалы, относящиеся к эпохе каменного века - обрывки ткани, шерсти и других материалов, что дает уникальные возможности для изучения древних технологий и культуры.--0--