Полезный для сердца эффект упражнений можно будет "включать" с помощью лекарств - ученые
24 Декабря 2010

Ученые выявили генетические механизмы благотворного воздействия физических упражнений на рост и развитие клеток сердечной мышцы, что позволит в будущем с помощью лекарств не только добиться усиления этого эффекта, но и сделать его доступным людям, лишенным возможности заниматься спортом, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Cell.

Согласно авторам публикации, физическая тренировка у мышей изменяет активность 175 генов в клетках сердечной мышцы, которые в свою очередь контролируют работу других генов, что заставляет их расти и делиться. При этом ведущая роль отводится гену C/EBPb, активность которого снижается вдвое в результате упражнений, передает РИА Новости.

В течение долгого времени считалось, что ткани сердечной мышцы теряют способность расти и развиваться по достижении человеком взрослого возраста, и лишь совсем недавно учеными было показано, что физические упражнения возвращают кардиомиоцитам, клеткам сердечной мышцы, возможность вновь делиться. В своей новой работе группа ученых с использованием лабораторных мышей сумела выявить генетические изменения, происходящие в этих клетках в результате физической тренировки.

Авторы исследования полагают, что эти генетические изменения, приводящие к росту сердца, могут быть запущены с помощью медицинских препаратов. Кроме того, их эффект может быть усилен искусственным образом в том случае, если это необходимо.

"Если бы мы научились манипулировать этими генетическими механизмами с помощью особого режима тренировки или с помощью медицинских препаратов, мы бы смогли добиться положительно эффекта для сердца", - сказал соавтор статьи Брюс Спиглман (Bruce Spiegelman) из Гарвардской медицинской школы, слова которого приводит пресс-служба издательства Cell Press выпускающего журнал.

Группа исследователей во главе с Энтони Розенцвейгом (Anthony Rosenzweig) в своей работе использовала две группы мышей, членам одной из которых ежедневно приходилось бегать по три часа, тогда как вторая группа перенесла операции по искусственному сужению аорты. Это физическое отклонение у людей часто приводит к патологическому росту сердца, не имеющему ничего с ростом сердца у атлетов.

Ученые следили за изменением генетической активности в клетках сердечной мышцы обоих групп мышей, благодаря чему сумели выявить 175 изменений в активности генов у "мышей-спортсменов" и 96 у мышей, перенесших операцию по сужению кровеносных сосудов. Эти изменения не имели практически ничего общего между собой.

Выяснилось, что выявленное учеными снижение активности гена C/EBPb у "мышей-спортсменов" приводит к активации другого гена - CITED4. Искусственное подавление работы C/EBPb в дальнейших экспериментах позволило добиться положительного эффекта на сердечную мышцу мышей, не прибегая к физическим нагрузкам, а также снизить негативные эффекты от сужения аорты у группы животных, перенесших операцию.

Теперь ученым предстоит показать, что аналогичные эффекты могут быть безопасно использованы для улучшения здоровья людей.—0—