-7
Эластик из углеродных нанотрубок не твердеет и не плавится - ученые
03 Декабря 2010

Ученые создали эластичный материал из углеродных нанотрубок, сохраняющий свои механические свойства в широком диапазоне температур - от минус 200 до плюс 1000 градусов Цельсия, сообщает РИА Новости.

Эластик может использоваться в конструкциях космических кораблей или заменить собой полимеры, повсеместно распространенные на земле, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science.

Группа японских исследователей под руководством Мина Сю (Ming Xu) из Национального института передовых промышленных наук и технологий в Цукубе (Япония) продемонстрировали материал на основе хаотически переплетенных между собой углеродных нанотрубок, который может легко возвращать себе исходную форму после того как был растянут, сжат или согнут.

Его преимущество перед синтетическими каучуками или кремнийполимерами (силиконами), использующимися сейчас повсеместно в качестве эластичных материалов, в необычайно широком диапазоне рабочих температур - от точки кипения жидкого азота (минус 196 градусов Цельсия) до температуры выше 1000 градусов.

Другие полимеры при таких низких температурах становятся хрупкими и легко разрушаются, а при повышении температуры выше 200 градусов - плавятся. Эластик, разработанный японскими специалистами, сохраняет свои свойства даже при температуре плавления алюминия (657-660 градусов).

Наиболее перспективным является применение углеродного материала в конструкции космических спутников и кораблей, испытывающих колоссальные перепады температур по мере перемещения из тени планет под солнечные лучи.

Открытие было сделано во многом случайно: отрабатывая параметры синтеза подобных нанотрубок, исследователи были нацелены на получение упорядоченного массива волокон, строго ориентированных параллельно друг другу. Подбирая катализаторы роста волокон в ходе процесса, называемого химическим осаждением, ученые получили материал из хаотически переплетенных трубок.

В дополнение к высокой эластичности этот материал является хорошим электропроводником и может применяться для генерации или хранения электроэнергии, используя бросовую механическую энергию движения узлов машин или человеческого тела. Для этого он может быть введен в состав тканей одежды.

Авторы публикации не исключают, что эластик может найти и другие сферы применения: его свойства уникальны - ими не обладает ни один из ранее известных материалов.
Для подтверждения теории, ученым необходимо разработать метод масштабного и дешевого промышленного получения эластика, так как в настоящее время лабораторные методы его синтеза слишком дороги.—0--