-7
Похолодание климата - причина разнообразия живых существ на Земле - ученые
28 Октября 2010

Сильное похолодание климата стало причиной кислородной катастрофы - резкого и бесповоротного увеличения концентрации кислорода в атмосфере земли 750-635 миллионов лет назад, которая привела к росту разнообразия животных и растений, сообщает РИА Новости ссылаясь на опубликованную статью в Nature.

Авторы исследования - группа ученых во главе с Ноа Планавски (Noah Planavsky) из Калифорнийского университета в Риверсайде - провели изучение осадочных пород, бывших некогда отложениями на дне древних морей и океанов. В ходе многолетнего исследования группа исследователей изучила около 700 образцов пород из самых удаленных уголках планеты, главным образом, Африки и Северной Америки, благодаря чему сумела уточнить "хронологию" содержания различных химических компонентов в водах мирового океана.

Ученые обнаружили, что содержание фосфатов в этих осадочных породах, а следовательно, и в океане, было десятикратно превышено по сравнению с современным 750-635 миллионов лет назад. Этот период совпадает по времени с сильным похолоданием климата на Земле, во время которого, по мнению ряда палеоклиматологов, наша планета могла представлять собой шар, покрытый толстой коркой снега и льда.

Авторы исследования полагают, что ближе к концу похолодания отступление этих ледников вызвало небывалое по масштабам выветривание почв и перенос содержащихся минеральных веществ в океан. Одним из таких компонентов были фосфаты, которые в настоящее время активно применяются в качестве удобрений в сельском хозяйстве.

Планавски полагает, что аналогичную функцию эти вещества выполняли и 750-635 миллионов лет назад, приводя к необычайно бурному росту водорослей в верхних слоях вод океанов и морей. Процесс сопровождался все большим выделением кислорода в атмосферу в ходе фотосинтеза, который постепенно под действием ультрафиолета сформировал и озоновый слой. Этот слой смог защитить от жесткого ультрафиолетового излучения первые наземные живые формы, возникшие в то время.

"Среди геологических пород мы обнаружили признаки высокого содержания соединений фосфора в морских отложениях, соответствующих периоду после полного оледенения планеты. Фосфор, в геологическом масштабе, является ключевым компонентом, определяющим объем биомассы. Таким образом, повышение концентрации фосфора в водах морей и океанов могло привести к увеличению растительной биомассы и росту атмосферной концентрации кислорода, приведшей, в свою очередь, к росту разнообразия животных", - прокомментировал исследование Планавски, слова которого приводит пресс-служба Калифорнийского университета в Риверсайде. --0--