8.4
-2
Бабочки "лечат" потомство с помощью ядовитых растений - ученые
11 Октября 2010

Бабочки-монархи откладывают яйца на листья ядовитых растений, защищая будущее потомство от паразитов, сообщили американские ученые в статье, опубликованной в журнале Ecology Letters, передает РИА Новости.

Как отмечают авторы работы, на сегодняшний день мало исследований, посвященных "самолечению" у животных. По мнению ведущего автора работы Япа де Руде (Jaap de Roode) из университета имени Джона Эмори (штат Атланта), эксперименты с бабочками-монархами (Danaus plexippus) "дают лучшие на сегодня доказательства того, что животные могут использовать лекарства".

Группа де Руде изучала поведение бабочек-монархов, зараженных паразитом Ophryocystis elektroscirrha. Этот смертельный для насекомого паразит заражает гусениц и сохраняется в их организмах, когда те становятся бабочками. При этом потомство зараженной бабочки также будет инфицировано. В ходе лабораторных экспериментов ученые выяснили, что больные бабочки в большинстве случаев откладывают яйца на листьях ядовитых видов ваточника (род Asclepias), опасных для Ophryocystis elektroscirrha, в то время как здоровые не проявляют никаких предпочтений.

"Мы получили первые свидетельства "медицинской помощи" потомству, когда животное активно использует лекарственные свойства растения для борьбы с болезнями у своих потомков", - пишут авторы в статье.

Личинки бабочек питаются различными видами ваточника, в том числе и теми, в листьях которых содержится большое количество карденолидов - ядовитых соединений, которые могут приводить к остановке сердца. Они не вредят личинкам, но делают их токсичными и опасными для хищников даже после того, как те превращаются во взрослых насекомых.

По одной из гипотез, бабочки выбирают более ядовитые виды ваточника именно для того, чтобы защищаться от хищников. Выводы группы де Руде, однако, указывают на другое возможное объяснение такого поведения: зараженные насекомые защищают потомство от паразитов, откладывая яйца на вредные для тех виды растений.

"Результаты тем более удивительны, потому что подобное поведение "работает" на будущее: действия самки приносят выгоду лишь ее потомству", - сказал участник группы Тьери Лефевр (Thierry Lefevre).

По словам его коллеги Марка Хантера (Mark Hunter) из университета штата Мичиган, полученные результаты могут быть использованы и в медицине: наблюдения за живыми организмами, занимающимися "самолечением", могут указать на соединения, потенциально полезные для человека. -0-