-7
Мелкие галактики в молодой Вселенной страдали от "глобального потепления" - ученые
07 Октября 2010

Вселенная пережила собственное "глобальное потепление" примерно 11 миллиардов лет назад - ультрафиолетовое излучение квазаров нагрело межгалактический гелий до 22,2 тысячи градусов Цельсия, что "парализовало" рост карликовых галактик почти на 500 миллионов лет, сообщила в четверг группа ученых, работающих с телескопом "Хаббл".

Майкл Шулл (Michael Shull) из университета Колорадо в Боулдере, США, и его коллеги использовали спектрограф "Хаббла" COS (Cosmic Origins Spectrograph) для анализа спектра ультрафиолетового излучения квазара. И обнаружили в нем следы гелия, ионизированного этим излучением.

"Квазар, подобно фаре автомобиля, которая светит сквозь туман, светит через рассеянные облака внешне невидимого газа и позволяет заглянуть вглубь этих облаков", - говорится в сообщении.

Ученые выяснили, что примерно 11,7 миллиарда лет назад излучение квазаров, очень ярких объектов в центрах активных галактик, могло стать причиной начала так называемой эпохи реионизации гелия: излучение "отрывало" электроны от атомов газа, превращая их в ионы. Именно этот процесс нагревал газ до сверхвысоких температур, что не позволяло ему сжиматься в прооцессе гравитационного коллапса и образовывать новые звезды.

Реионизацией этот процесс называется потому, что, по современным представлениям, возникший после Большого взрыва водород был ионизированным. И лишь примерно спустя 380 тысяч лет после рождения Вселенной произошла его рекомбинация - процесс, обратный ионизации.

Сначала массивные звезды во Вселенной реионизировали холодный межзвездный водород - это событие произошло, как считается, более 13 миллиардов лет назад. Как отмечают ученые, это стало первой "волной тепла" (heat wave). С помощью инструментов "Хаббла" им удалось установить: на то, чтобы создать источники ультрафиолета, энергия которых достаточна для реионизации гелия, потребовалось еще 2 миллиарда лет.

Такими источниками стали квазары: по словам астрономов, период реионизации гелия пришелся на переходный период истории Вселенной, когда столкновения галактик "зажигали" эти объекты.

После того, как газ в межгалактическом пространстве снова остыл - примерно 11,3 миллиарда лет назад - рост карликовых галактик продолжился.

"Мне представляется, что если бы реионизации гелия не случилось, карликовых галактик было бы несколько больше", - отметил Шулл, чьи слова приводятся в сообщении.

Статья, описывающая результаты работы группы, будет опубликована 20 октября в журнале Astrophysical Journal. В дальнейшем ученые планируют продолжить работу и, в частности, выяснить, везде ли процесс "подогрева" гелия шел одинаково.-0-