-7
Ученые выявили "регулировщика" транспорта веществ внутри нервных клеток
09 Сентября 2010

Ученые выявили фермент, помогающий регулировать все транспортные процессы в нервных клетках, что может привести к появлению новых лекарств и методов лечения болезней Альцгеймера, Паркинсона и других нейроденегеративных заболеваний людей, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature, передает РИА Новости.

Обнаруженный фермент называется MEC-17 и служит для "разметки" и размещения своеобразных "дорожных знаков" в транспортных каналах внутри нервных клеток, определяющих направление и тип перемещаемых веществ, необходимых для развития, питания клеток и очистки их от отработанного материала.

"Это исследование не является медицинским, оно было направлено исключительно на выявление деталей работы транспортной системы нейронов, однако нам удалось выявить важный фермент, помогающий правильно работать всей нервной системе", - сказал соавтор публикации профессор Ясек Гертиг (Jacek Gaertig), слова которого приводит пресс-служба Университета Джорджии, США.

Клетки нервной системы содержат в себе разветвленную сеть белковых образований - каналов, называемых микротрубочками. Эти каналы предназначены исключительно для транспортировки веществ из одной части клетки в другую. Для регулирования потока веществ стенки этих трубочек снабжены так называемыми дорожными знаками - ацетильными группами CH3CO. Например, та часть нервной клетки, которая служит для передачи сигнала имеет большое количество ацетильных групп в трубочках, та же, которая принимает - существенно меньшее.

Сами ацетильные группы в трубочках были обнаружены почти четверть века назад. Они служат для прикрепления к стенкам специальных транспортных белков, буквально "прогоняющих" вещества по транспортным путям. Тем не менее, до сих пор молекулярный процесс ацетилирования оставался неизвестным.

С помощью масштабного исследования, в котором были задействованы лабораторные черви нематоды, рыбки данио рерио, а также раковые клетки человека ученым удалось показать, что именно MEC-17 - это тот самый фермент, который отвечает за распределение ацетильных групп по стенкам микротрубочек.

Ученые показали, что нарушение ацетилирования приводит к потере тактильной чувствительности у нематод, тогда как данио рерио показывают признаки нервно-мышечных расстройств. В ряде отдельных работ учеными было показано, что нарушение уровня ацетилирования так же наблюдается при нейродегенеративных заболеваниях у людей - болезнях Альцгеймера, Паркинсона и Хантингтона.

Авторы статьи полагают, что повлиять на способность MEC-17 правильно размечать транспортные пути можно с помощью лекарств, блокирующих или напротив ускоряющих его работу.-0-