-4
Потепление мирового океана превращает его в "открытую бутылку с газировкой"
26 Августа 2010

Ученые выяснили, что окончание последнего ледникового периода сопровождалось резким выбросом углекислого газа из вод мирового океана, что не позволит сделать его глубоководную часть "хранилищем" для атмосферного СО2 для борьбы с глобальным потеплением, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature 26 августа, передает РИА Новости.

Согласно выводам исследователей, последнее оледенение сопровождалось заметным снижением атмосферной концентрации углекислого газа, который накапливался в плохо вентилируемых холодных водах глубоко под поверхностью Южного океана, омывающего берега Антарктиды. По мере же отступления ледников примерно 18 тысяч лет назад, повышение температуры мирового океана, сопровождавшееся усилением подводных течений и его так называемой вентиляции, привело к резкому выбросу СО2 и всего за одну тысячу лет уравновесило его концентрацию в водах океана с атмосферной концентрацией.

Этот эффект напоминает выход углекислого газа из только что открытой бутылки с газированной водой.

Авторы исследования, группа ученых из университета Ратжерса в США под руководством Элизабет Сайкс (Elisabeth Sikes), в своей работе с помощью анализа донных отложений изучили соотношение различных изотопов углерода в атмосфере Земли во время и после оледенения. Ученые обращали внимание на содержание в отложениях радиоактивного изотопа углерода-14, количество которого по отношению к стабильному углероду-12 обратно пропорционально количеству СО2 в атмосфере. Этот тяжелый изотоп с примерно постоянной скоростью "производится" в верхних слоях атмосферы при облучении азота космическими лучами и затем вступает в глобальный круговорот углерода.

В ходе всего ледникового периода концентрация изотопа, согласно анализу ученых, повышалась, однако к началу оттепели, около 18 тысяч лет назад, резко пошла на убыль. Это говорит о том, что содержание СО2 в атмосфере начало резко повышаться.

Согласно основной гипотезе ученых, первоначальное понижение содержания углекислого газа в атмосфере было вызвано, главным образом, его "фиксацией" растениями и морскими микроорганизмами в ходе фотосинтеза - отмирая, они уносили его с собой на морское дно. Там эти останки перерабатывались бактериями с выделением СО2, который, в свою очередь, из-за низких температур, высокого давления и отсутствия течений, растворялся в воде, не выделяясь обратно в атмосферу.

При этом донные образцы осадочных пород, сформированные останками морских обитателей и растений, извлеченные с глубины 600-1200 метров южной части Тихого и Южного океанов говорят о том, что основная доля растворенной в океане углекислоты содержалась именно в водах близ Антарктиды.

Дальнейшее потепление океана и усиление подводных течений по мере отступления ледникового периода привело к выбросу СО2 в атмосферу - как считают исследователи, главным образом, в южном полушарии Земли. Эта "дегазация" океана продолжалась до тех пор, пока атмосферные и океанические концентрации СО2 не выровнялись.

Данная работа ученых имеет прямое отношение к борьбе с глобальным потеплением, одним из возможных методов которой является закачка СО2 в глубокие воды океанов, где тот, согласно теории, может храниться в холоде и под большим давлением. Статья Сайкс показывает, что дальнейшее потепление климата Земли неизбежно приведет к выбросу захороненного таким образом углекислого газа обратно в атмосферу, а потому эта стратегия едва ли приемлема. -0-