Ученые обнаружили у растений "нервную систему"
14 Июля 2010

ЕРЕВАН, 14 июл - Новости-Армения. Растения способны "помнить" и реагировать на свет с помощью своеобразной "нервной системы", считают исследователи, о работе которых в среду сообщает телерадиокорпорация Би-би-си.

Станислав Карпинский (Stanislaw Karpinski) из Варшавского университета наук о жизни и его коллеги изучали реакцию на свет у растений рода резуховидок (Arabidopsis). Они обнаружили, что химические реакции, вызванные светом, продолжались и в темноте, а на излучение, попадающее на один лист, реагировало все растение.

"Мы светили только на нижнюю часть растения, но наблюдали изменения и в верхней. Эти изменения продолжались и после того, как мы выключали свет... Для нас это стало большим сюрпризом", - сказал Карпинский, слова которого приводит Би-би-си.

Результаты своего исследования ученые представили на ежегодном собрании Общества экспериментальной биологии в Праге.

Группа Карпинского выяснила, что когда свет вызывает химические реакции в клетке листа, электрические и химические сигналы об этом мгновенно распространяются особым типом клеток, клетками обкладки сосудистых пучков. Ученые сравнивают этот механизм с нервной системой у животных. Реакция растения, отметил Карпинский, менялась в зависимости от цвета излучения: в эксперименте наблюдались разные сигналы для красного, синего и белого света.

Ученые считают, что растения могут использовать информацию, которую получают со светом, для запуска защитных химических реакций. Поскольку свет в разные дни или недели года имеет разные свойства, растения таким образом могут "подстраивать" собственные защитные системы против сезонных вредителей и болезней.

"Когда мы светили на растение в течение часа, а затем через 24 часа заражали (бактерией или вирусом), оно успешно сопротивлялось им. Но если мы сначала заражали растение и лишь затем направляли свет, оно не могло защититься", - сказал Карпинский.

По словам профессора университета Лидса Кристин Фойер (Christine Foyer), комментировавшей исследование для Би-би-си, оно "стало шагом вперед для науки", поскольку показало, как именно растения адаптируются к ситуации и передают сигналы о ее изменениях.-0-