8.4
-9
Ученые выяснили биологический механизм снятия болей с помощью иглоукалывания
31 Мая 2010

ЕРЕВАН, 31 мая. /Новости-Армения/. Методика снятия хронических болей с помощью иглоукалывания основана на возбуждении в клетках рецепторов, подавляющих болевые ощущения, и есть вещество, которое многократно усиливает этот эффект, так что его можно использовать в новых болеутоляющих лекарствах, сообщается в журнале Nature Neuroscience, передает РИА Новости.

Несмотря на то, что иглоукалывание используется для снятия болей и других терапевтических целей миллионами людей по всему миру уже более 5 тысяч лет, ученые до самого последнего времени не знали, на чем основан механизм его действия.

Согласно одной из гипотез, воздействие тонких игл, которые вводятся на небольшую глубину в кожу человека, приводит к возбуждению нервных волокон, отвечающих за чувство боли. В результате активизируется определенная область головного мозга и в кровь выделятся специальные вещества эндорфины, что и приводит к снятию болезненных ощущений.

Приверженцы другой гипотезы считали, что ключевым фактором влияния акупунктуры на организм являются сопровождающие процедуру мысли человека, которые запускают эффект плацебо (плацебо - вещество, которое не является лекарством, но может действовать как лекарство, благодаря тому, что человек уверен в его лечащей силе; "эффектом плацебо" называют само явление немедикаментозного воздействия, не только препарата, а, например, облучения).

Автор публикации в журнале Nature Neuroscience профессор Мэйкен Нидергард (Maiken Nedergaard) из Медицинского центра Рочестерского университета в США предположил, что обе эти гипотезы неверны, так как, во-первых, при иглоукалывании не возникает дополнительных болевых ощущений, а во-вторых, без введения игл в тело человека эта методика не работает.

Нидергард считает, что в основе действия акупунктуры лежит создаваемое иглами небольшое повреждение тканей организма, вызывающее локальное повышение концентрации специального биологического вещества аденозина, который служит естественным болеутоляющим средством.

То, что концентрация аденозина вокруг области введения иглы в ткани организма увеличивается, ученый показал ранее на мышах.

Во время нового исследования Нидергард добился возникновения у нескольких подопытных мышей хронических болей в одной из задних лапок, так что они быстро отдергивали ее при прикосновении - заметно быстрее, чем это делали их здоровые сородичи.

После этого ученые вводили каждой мыши в болезненный участок акупунктурную иглу или вещество, усиливающее действие аденозина, и выяснили, что их чувствительность к боли при этом ощутимо снижалась. В то же время у мышей из специально выведенной группы, не имевших аденозиновых рецепторов в клетках пораженных воспалением тканей, состояние не улучшалось.

В дополнительных экспериментах группа Нидергарда обнаружила, что у мышей, которые подверглись иглоукалыванию или действию вещества, усиливающего активность аденозина, заметно снижалась активность области мозга, отвечающей за чувствительность к боли.

Кроме того, воздействие лекарства, которое было предназначено для лечения рака и заметно увеличивало способность тканей накапливать аденозин, позволило ученым продлить действие аденозина, вырабатываемого как химическим, так и акупунктурным путем, с часа до трех часов.

Теперь исследователям предстоит доказать, что аналогичным образом акупунктура действует и на людей.-0-