-6
Планеты, похожие на Землю, есть как минимум у 3,5% звезд Млечного Пути - ученые
13 Апреля 2010

Не менее 3,5% звезд нашей Галактики могут иметь похожие на Землю планеты, состоящие из твердых горных пород, - это составляет примерно миллиард миров, небольшая часть которых может быть заселена живыми организмами, говорится в докладе ученых, представляемом во вторник на Ежегодном совещании Королевского астрономического общества в Великобритании. Об этом сообщает РИА Новости.

Обнаружение планет за пределами солнечной системы является все еще экстраординарной астрономической задачей, а выявление небольших планет, сопоставимых по своим параметрам с Землей, - задача, вовсе не решенная на сегодняшний день. Несмотря то что астрономы уже успели обнаружить в космосе несколько так называемых суперземель - планет, имеющих схожее с Землей строение, но обладающих большими массой и размерами - от массового открытия небольших планет астрономов отделяет еще несколько десятилетий совершенствования астрономических методов и инструментов.

Тем не менее группа ученых во главе с Джеем Фарихи (Jay Farihi) из Лестерского университета в Великобритании показала, что наша Галактика, Млечный Путь, может содержать в себе огромное количество планет, похожих по строению на Землю. При этом часть из них, исходя из чисто статистических соображений, неизбежно должна удовлетворять условиям, необходимым для возникновения жизни.

В своей работе ученые обратили внимание на спектр свечения особого класса звезд - белых карликов, которые являются, согласно современным представлениям астрономов, одной из завершающих стадий эволюции любой звезды, похожей на наше Солнце по массе. В процессе своей эволюции такие звезды проходят сначала стадию красного гиганта, в ходе которой их диаметр может увеличиться в 200 раз.

Происходит это из-за того, что в недрах звезд заканчивается водородное топливо, поддерживавшее их свечение в течение миллиардов лет, ядро начинает сжиматься, дополнительно разогреваться и "разжигать" термоядерные реакции во внешних слоях звезды, что и приводит к расширению.

Это расширение настолько велико, что выходит за пределы орбит ближайших к звезде планет, которыми в случае Солнечной системы являются малые планеты, в том числе и Земля. В результате этого вещество планеты переходит к звезде. Постепенно "вздувшаяся" звезда начинает сжиматься в другую форму - так называемый белый карлик, а вокруг нее формируется тонкая атмосфера, содержащая в себе элементы, некогда находившиеся в составе планет.

Анализ химического состава этой атмосферы легко осуществить, что в своей работе и проделали ученые, показавшие, что из 146 изученных ими белых карликов 109 показали признаки того, что некогда в прошлом в состоянии красных гигантов они поглотили свои планеты, состоявшие из твердых горных пород.

Экстраполяция этих данных на весь Млечный Путь и позволила ученым установить, что в нашей Галактике одновременно могут существовать по меньшей мере около миллиарда землеподобных планет, часть из которых может быть заселена какими-либо формами жизни.

По мнению планетолога Джонатана Фортни (Jonathan Fortney), слова которого приводит издание Science NOW, эта работа астрономов показывает, что образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор, а потому таких планет в Млечном Пути может быть и существенно больше миллиарда. –0--