8.3
Коровы мешают глобальному потеплению, снижая выбросы "веселящего газа" из почвы - ученые
08 Апреля 2010

ЕРЕВАН, 8 апреля. /Новости-Армения/. Выпас крупного рогатого скота уменьшает, а не увеличивает выбросы из почвы закиси азота N2O - парникового газа, в 310 раз более сильного, чем углекислота, пишут ученые из Германии, Китая и Великобритании в статье, опубликованной в журнале Nature, передает РИА Новости.

"Веселящий газ" N2O, по данным некоторых исследований, составляет около 6% всех парниковых газов в атмосфере. Он выделяется, в частности, при производстве нейлона, сжигании угля и нефти, а также из навоза животных. Поэтому ранее рост поголовья крупного рогатого скота, пасущегося в степях, считали одной из причин увеличения концентрации этого газа в атмосфере за последние десятилетия.

Клаус Буттербах-Баль (Klaus Butterbach-Bahl) из Технологического института Карлсруэ в Германии и его коллеги показали, что на самом деле выпас крупного рогатого скота в степях приводит к уменьшению количества микробов в почве, делая условия в ней менее благоприятными для выработки N2O. Таким образом, все выбросы, напрямую связанные со скотом, могут компенсироваться этим эффектом.

"Наши результаты показывают, что стимулирующий эффект, который оказывает увеличение количества скота на круговорот азота и, как следствие, на выбросы N2O, более чем перекрывается эффектами параллельного уменьшения количества микробов, выработки неорганического азота и задержания влаги в зимнее время. Не учитывая эти моменты, существующие подходы могут систематически переоценивать выбросы N2O последнего века от полупустынных холодных степей почти на 72%", - пишут авторы статьи.

Ученые в течение года измеряли выбросы закиси азота на 10 площадках в степях Внутренней Монголии (Китай). Они выяснили, что большая часть выбросов приходится на период таяния снега весной. Кроме того, чем меньше скота паслось на территории, тем выше были весенние уровни выбросов закиси азота в атмосферу.

Исследователи полагают, что, поскольку там, где пасутся животные, трава ниже, она удерживает меньше снега. В результате микробы в почве, вырабатывающие N2O, слабее защищены от перепадов температур зимой. Кроме того, при таянии снега весной в почву попадает меньше влаги, что также неблагоприятно для микроорганизмов.

Свои предположения ученые проверили на информации о других территориях, подходящих под сформулированные ими критерии полупустынных холодных степей. Выбросы "веселящего газа" одной трети всех степей мира, соответствующей этим критериям, по мнению авторов статьи, традиционные методики могут переоценивать на 36%, если учитывается влияние удобрений, или на 72% без учета этого влияния.

По мнению исследователей, необходимо уточнить методы оценки влияния сельского хозяйства на выбросы N2O и круговорот азота в целом. Помимо собственно выпаса скота, снижению выбросов N2O в атмосферу от почвы может также способствовать, например, заготовка сена осенью. Однако нужно учитывать и другие возможные последствия таких мер и, в частности, сокращения количества снега. -0-