Активная социальная жизнь способствует увеличению объема головного мозга - ученые
24 Марта 2010

Ученые доказали, что вовлеченность в социальную жизнь приводит к увеличению объема определенных долей головного мозга, отвечающих за память и обучение у насекомых, пчел-галиктид, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, передает РИА Новости.

"Идея этой работы состоит в том, что для поддержания власти и контроля в группе управляющему насекомому требуется тем больший объем мозга, чем больше его колония. Это так называемая "гипотеза социального мозга", называемая также "гипотезой Макиавелли", - сказал Уильям Уцисло (William Wcislo), сотрудник Смитсоновского тропического исследовательского института, один из авторов публикации. Его слова приводит пресс-служба института.

Для того, чтобы доказать эту гипотезу, ученые провели исследование с пчелами-галиктидами Megalopta genalis, обитающими в тропическом климате Панамы. Эти пчелы ведут коллективный образ жизни, а во главе каждого сообщества таких насекомых стоит пчела-королева. Кроме нее в колонии живет еще несколько пчел, способных приносить потомство, однако они оказываются не вовлечены в социальные взаимодействия. В отличие от главной пчелы-королевы, практически не покидающей колонии и возлагающей заботы по добыванию пищи на одну из своих дочерей, эти пчелы-королевы сами добывают себе пищу.

Анализ головного мозга этих пчел показал, что мозг главной пчелы-королевы отличается от головного мозга второстепенных особей размером грибовидного тела, выполняющего одну из ключевых ролей в работе памяти и обучении.

"Это очень интересно увидеть, как даже такое простое разделение труда между матерью и дочерью приводит к заметным изменениям в размере головного мозга", - сказал Адам Смит (Adam Smith), один из соавторов статьи.

Это первое исследование по сравнению объема головного мозга у насекомых одного и того же вида, ведущих как социальный, так и уединенный образ жизни. Предыдущие подобные работы проводились на насекомых разных видов, что не позволяло ученым учесть все их различия и отделить чисто анатомические отличия в размере головного мозга от тех, что связаны с социальным поведением.-0-