8.5
Ученые нашли одну из причин рака легких у тех, кто никогда не курил
22 Марта 2010

ЕРЕВАН, 22 марта. /Новости-Армения/. Примерно у трети пациентов с раком легких, которые никогда не курили, болезнь может вызывать особая форма гена GPC5, в здоровом организме, вероятно, подавляющего развитие опухолей, сообщают американские ученые в статье, опубликованной в понедельник в журнале Lancet Oncology, передает РИА Новости.

Рак легких, как и другие виды рака, как считается, могут вызывать и генетические причины. В мире каждый четвертый пациент, у которого диагностировали рак легких, за свою жизнь выкурил менее 100 сигарет, при этом среди женщин таких более половины, а в азиатских странах на некурящих приходится до 40% случаев рака.

Пин Ян (Ping Yang) из исследовательской клиники Майо в Миннесоте и ее коллеги исследовали геномы более 2,2 тысячи человек, которые никогда не курили. Они обнаружили, что из почти 900 участников с раком легких у трети имеются одинаковые аллели (особые формы) гена GPC5.

"Это первый из известных нам генов, связанных с раком легких у людей, которые никогда не курили. Наши результаты предполагают, что GPC5 может играть критическую роль в развитии рака легких, а вариации этого гена - существенно увеличивать риск этого заболевания", - сказала доктор Ян, чьи слова приводит пресс-служба клиники Майо.

О гене GPC5 пока известно немного: в частности, при рассеянном склерозе он может слишком сильно проявляться в организме (overexpressed - ред.). Однако отклонения в области генома, где расположен GPC5, часто встречаются у пациентов с опухолями. По словам исследователей, ген может по-разному проявлять себя в разных типах тканей организма и при разных заболеваниях.

После первого этапа анализа геномов некурящих исследователи выделили 44 "кандидата" на роль генетических различий между здоровыми и больными участниками - так называемые "однонуклеотидные полиморфизмы" (SNP), отличия ДНК размером в один нуклеотид, возникающие из-за точечных мутаций. Два таких SNP оказались связаны с раком легких у некурящих и на последующих этапах, и оба они находились в одном гене, который ученые определили как вариант GPC5.

Они обнаружили, что у пациентов с раком легких этот ген проявляется недостаточно сильно. В лабораторных экспериментах подавление этого гена приводило к возникновению опухоли, и авторы считают, что в организме он может регулировать деление клеток и длительность их жизни, препятствуя развитию опухолей.

Для подтверждения этих выводов, как считает доктор Ян, необходимы дальнейшие исследования. Кроме того, у оставшихся двух третей некурящих пациентов рак может быть вызван иными причинами, и группа продолжит работу, изучая действие других выявленных SNP. -0-