-3
Предки человека могли вымереть еще 1,2 миллиона лет назад из-за малочисленности - ученые
20 Января 2010

Ученые установили, что величина популяции предков человека современного типа, живших более 1,2 миллиона лет назад, составляла около 26 тысяч особей, что удивительным образом не помешало им развиваться и расселяться по различным континентам, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы исследования под руководством Линна Уорда (Lynn Jorde) из Университета Юты в Солт Лейк Сити в США полагают, что при максимально возможной популяции в 26 тысяч человек, количество наших в предков в это время в действительности составляло около 18,5 тысяч особей. Именно столько представителей вида человека прямоходящего (Homo erectus), жившего в это время на Земле, сумело освоить различные регионы Африки, Ближнего востока и Азии, несмотря на свою крайнюю малочисленность.

Авторы статьи отмечают, что эта величина популяции предков человека даже меньше, чем минимально необходимая для поддержания вида величина популяций шимпанзе (21 тысяча) и горилл (25 тысяч), живущих в ограниченных ареалах обитания. Это говорит о крайне неустойчивом положении предков человека в доисторическим мире, которое, по всей видимости, продолжалось вплоть до появления человека современного типа, суммарная популяция которого на Земле также была крайне малочисленна в периоды климатических изменений.
"Как следует из нашей работы, история существования наших предков была так же очень шаткой и непрочной, как и наша собственная", - прокомментировал Линн свою работу Science NOW.

Ученые уже не первый год занимаются изучением численности популяции человека современного типа в доисторические периоды, и главным их источником информации служат случайные мутации в человеческом геноме. Эти мутации происходят сравнительно редко, а потому, сравнивая характерные области геномов различных людей, несущие на себе определенные мутации (чаще всего замены отдельных нуклеотидов, "букв" в ДНК), можно судить о том, когда жил последний общий предок этих людей.

С помощью подобных исследований, например, ученые установили, что популяция человека современного типа (Homo sapiens), зародившегося в Африке примерно 200 тысяч лет назад, претерпела резкое сокращение 70 тысяч лет назад всего до 15 тысяч индивидов, что было связано с коротким и резким похолоданием климата, которое спровоцировал эффект "ядерной зимы", вызванный извержением вулкана Пинатубо на Филиппинах.

В своей работе Линн и его коллеги пошли дальше своих предшественников и попытались с помощью геномов современных людей определить популяции наших предков. Для этого они изучали мутации в двух полностью расшифрованных геномах людей, которые находятся в ДНК возле особенных областей, называемых Alu. Эти области представляют собой относительно длинные - 300 "букв" ДНК - мобильные фрагменты генома, которые периодически в результате мутаций могут целиком встраиваться в новую позицию в геноме. Таких типов фрагментов в человеческом геноме несколько, однако фрагменты Alu - самые распространенные.

Встройки мобильных элементов ДНК в новые позиции - явления очень редкие, а их полные удаления из этих позиций происходят крайне медленно, а потому для генетиков они сродни ископаемым археологическим артефактам.

Несмотря на то, что в работе Линна было задействовано всего два полностью расшифрованных генома современных людей, анализ единичных мутаций вблизи различных участков Alu в них показал низкое их разнообразие, на основании чего ученые и сумели определить величину популяции общих предков этих двух людей, живших 1,2 миллиона лет назад.-0-