Европейские мужчины являются потомками крестьян с Ближнего Востока - ученые
19 Января 2010

Большинство европейских мужчин являются потомками первых земледельцев, пришедших в Европу с Ближнего Востока около 10 тысяч лет назад, свидетельствуют результаты генетических исследований, опубликованных в среду британскими учеными в журнале PLoS Biology.

Появление земледелия стало, возможно, самым значимым культурным сдвигом в истории человечества. Рост производства пищи привел к появлению оседлых обществ и, в конечном счете, к взрывному росту населения. В Европу земледелие пришло из ближневосточного "плодородного полумесяца" - региона между восточным побережьем Средиземного моря до Персидского залива.

В науке до сих пор продолжался спор о том, как происходило распространение земледелия по планете - путем миграции самих земледельцев, или путем передачи идей и технологий контактирующим с земледельцами охотникам и собирателям.

Ученые из университета Лестера изучали генетическое разнообразие Y-хромосомы, которая передается только от отца к сыну.

"Мы сосредоточились на изучении наиболее распространенной линии Y-хромосом в Европе, которой обладают около 110 миллионов мужчин - причем ее распространенность нарастает с юго-востока к северо-западу, достигая 100% в Ирландии. Мы проследили, как эта линия распределяется в разных частях Европы, насколько давно она появилась", - говорит ведущий автор исследования профессор Марк Джоблинг (Mark Jobling).

Ранее ученые считали, что эта разновидность Y-хромосомы (гаплотип R1b1b2) принадлежала к палеолитическому населению Европы, однако новое исследование показало, что географические особенности ее распределения лучше объясняются распространением из одного источника на Ближнем Востоке, через территорию современной Турции в эпоху неолита, когда и произошел переход к земледелию.

По словам соавтора статьи Патрисии Балареск (Patricia Balaresque), результаты исследования показывают, что более 80% Y-хромосом европейцев произошли от пришедших извне земледельцев, а большая часть материнских генетических линий, видимо, восходят к охотникам и собирателям.

"Это означает, что мужчины-земледельцы имели преимущество с точки зрения размножения перед мужчинами-охотниками в эпоху перехода от охоты и собирательства к земледелию. Возможно, быть земледельцем было более сексуально", - говорит исследовательница. -0-