-3
Витамин С способствует перепрограммированию взрослых клеток в стволовые - ученые
25 Декабря 2009

Ученые установили, что воздействие витамина С в разы увеличивает скорость получения искусственных стволовых клеток из взрослых клеток организма, что открывает ранее неизвестные особенности молекулярных механизмов этого процесса и позволяет надеяться на появление методик получения стволовых клеток в количествах, необходимых для терапевтических применений, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Cell Stem Cell, пишет РИА Новости.

Аскорбиновая кислота, или витамин C, - это природное соединение, в изобилии встречающееся в плодах цитрусовых деревьев. Ученые и медики в прошлом уже доказали положительное действие этого витамина на здоровье людей и животных, его способность замедлять процессы старения за счет антиоксидантных свойств.

Кроме того, витамин С способствует восстановлению тканей, поврежденных в результате разных заболеваний.

Теперь группа ученых под руководством Дуань Цинь Пэя (Duanqing Pei) из Южнокитайского института биологии стволовых клеток показала, что это соединение может также сильно способствовать перепрограммированию взрослых клеток организма в так называемое недифференцированное состояние стволовых клеток.

Стволовыми ученые называют клетки организма, обладающие способностью превращаться в клетки тканей любого типа, поэтому возможность их использования в восстановительной медицине в настоящее время активно исследуется. Одна из наиболее серьезных проблем на этом пути состоит в том, что такие клетки активны только на стадии эмбрионального развития организма, в то время как уже в детском возрасте человеческий организм их практически лишен.

Несмотря на то, что в последние годы был достигнут значительный прогресс в получении безопасных для использования в медицинских целях стволовых клеток из взрослых клеток тканей человеческого организма, эффективность такого преобразования все еще остается недостаточной для практического применения.

В своей экспериментальной работе ученые измеряли выработку клетками так называемых реакционно-активных частиц кислорода в процессе перепрограммирования и выявили связь между этим количеством и низкой эффективностью преобразования. Реакционно-активные частицы кислорода входят в число свободных радикалов, которые, вступая во взаимодействие с другими биологическими соединениями, вызывают нарушение их функций.

Считается, что высокое содержание свободных радикалов в организме является одной из причин старения, поэтому в качестве одной из эффективных мер снижения этой концентрации до нормального уровня является употребление пищи, богатой антиоксидантами.
Одним из таких антиоксидантов является и витамин С, воздействие которого на процесс перепрограммирования и решили изучить ученые.

Выяснилось, что добавление витамина С к клеткам, проходящим процесс перепрограммирования, значительно увеличивает эффективность этого процесса как для клеток мышей, так и для человеческих клеток. Воздействие этого соединения приводило к дополнительной активации генов, ответственных за переход клеток в новое состояние.

При этом ученые обнаружили удивительный факт: другие антиоксиданты не оказывают такого благотворного влияния на процесс перепрограммирования клеток в так называемое индуцированное плюрипотентное состояние (так называются стволовые клетки, переведенные в недифференцированное состояние стволовых в результате искусственного вмешательства).

"Наши результаты показывают простой путь увеличения эффективности генерации индуцированных плюрипотентных стволовых клеток и являются дополнительным источником знаний о механистических основах такого перепрограммирования. То, что витамин, считающийся источником долголетия, оказывает такое сильное воздействие на этот процесс, является интересным фактом, который можно рассматривать как обращение процесса старения вспять на клеточном уровне.

Мы уверены, что наша работа стимулирует дополнительные исследовательские начинания в этой области", - сказал доктор Пэй, слова которого приводит пресс-служба издательства Cell Press, выпускающего журнал. -0-