8.1
Извержение вулкана на Суматре чуть не уничтожило людей 73 тысячи лет назад - ученые
24 Ноября 2009

Ученые доказали, что гигантское извержение вулкана Тоба на острове Суматра 73 тысячи лет назад уничтожило древесную растительность на большей части территории современной Индии и привело к резкому глобальному похолоданию, которое наши предки едва пережили, сообщается в статье группы исследователей, опубликованной в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.

По оценкам ученых, в результате мощнейшего извержения в атмосферу было выброшено примерно 800 кубических километров пепла, а на месте вулкана образовался кратер длиной 100 километров и шириной 35 километров. Осадочные породы, сформированные этим пеплом, были найдены на территории Индии, на дне Индийского океана: в Бенгальском заливе и Южно-китайском море.

Извержение, по словам исследователей, вызвало так называемый "мгновенный ледниковый период" - резкое похолодание из-за отражения солнечных лучей от поверхности суши, покрытой пылью, а также поглощения солнечной радиации аэрозольными частицами соединений серы, оказавшимися в верхних слоях атмосферы. Это похолодание, по мнению авторов статьи, продолжалось почти 1,8 тысячи лет.

Ведущий автор исследования, профессор Мартин Уильямс (Martin Williams), занимающийся анализом вулканического пепла на территории Индии с 1980-х годов, полагает, что взрыв вулкана Тоба привел к снижению средней температуры воздуха на планете на 16 градусов.

В представленной работе ученый, вместе со своими коллегами, объединил данные, накопленные в ходе изучения осадочного пепла в Индии, с новыми результатами, полученными при анализе содержания пыльцы растений в пепловых осадочных породах на дне Бенгальского залива. К этим данным ученые добавили данные о содержании изотопов углерода в грунте, лежащем непосредственно ниже и выше слоя пепла на территории центральной Индии.

Известно, что это соотношение изотопов в почвах сильно зависит от растущих на них типов флоры - деревьев или травянистых растений.

По данным ученых, сразу после извержения тип флоры центральной части Индии сменился с лесов на травы. Более того, анализ пыльцы показал, что после судьбоносного извержения вулкана на Суматре, на территории Индостана практически исчезли папоротниковые, растущие обычно в теплом и мягком климате. Причиной этого могло стать резкое снижение атмосферной влажности, которое, в свою очередь, было вызвано снижением температуры.

Последствия этих резких климатических изменений до сих пор остаются предметом дебатов среди ученых. Уильямс полагает, что именно извержение Тоба могло поставить ранние популяции человека современного вида на грань вымирания. Косвенным подтверждением этому служат данные генетических исследований последних лет, свидетельствующие о заметном снижении генетического разнообразия среди представителей людей современного типа 100-50 тысяч лет назад. Это говорит о том, что численность их популяции резко сократилась.

"Эта климатическая катастрофа, практически лишившая тропики растительности, вероятно, отразилась и на наших предках, которым, по всей видимости, пришлось в большей степени полагаться друг на друга, чтобы выжить. Эти зачатки кооперативного поведения могли помочь им позже вытеснить другие виды людей с лица планеты", - сказал соавтор публикации профессор Стэнли Амброзе (Stanley Ambrose), слова которого приводит пресс-служба Иллинойского университета в Урбане-Шампейн. -0-