Ученые выявили следы гигантского океана в северном полушарии Марса
24 Ноября 2009

Большие территории северного полушария Марса в прошлом мог занимать гигантский океан, питаемый реками и ручьями, возникавшими в результате обильных осадков, полагают авторы новой глобальной топографической карты Красной планеты, опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research - Planets.

Новая карта была составлена группой ученых из Северного иллинойсского университета и Института по изучению Луны и планет в Хьюстоне (США), разработавших компьютерный алгоритм анализа снимков поверхности Марса, с помощью которого ученым удалось выявить гораздо более разветвленную и обширную сеть долин и каналов на поверхности планеты, чем считалось прежде. Общая протяженность этой системы, некогда наполненной жидкой водой, более чем в два раза превышает предыдущие оценки ученых, составленные еще в середине 1990-х годов.

Система долин на Марсе была обнаружена еще в 1970-х годах в результате миссии космической станции NASA "Маринер 9". С тех пор ученые не могут сойтись во мнении, отражает ли эта система долин и впадин следы, оставленные потоками жидкой воды, выпадавшей осадками на планете, имевшей некогда теплый и влажный климат, или она была сформирована в результате эрозии, вызванной медленным истощением подземных запасов жидкой воды, как это могло быть в случае холодного и сухого климата на Марсе в прошлом.

Авторы новой работы, профессор Вэй Луо (Wei Luo) и Томас Степински (Tomasz Stepinski), полагают, что их открытие существенно упрочняет позиции первой гипотезы и свидетельствует в пользу наличия в прошлом на Марсе не только потоков жидкой воды, но и целого океана, занимавшего большую часть северного полушария планеты.

Предыдущая карта долин, впадин и каналов на Марсе была составлена в результате прямого визуального анализа снимков поверхности планеты, однако теперь ученые сумели автоматизировать процесс анализа рельефа Марса с помощью компьютерного алгоритма, выявляющего характерные U-образные углубления на поверхности Красной планеты. После того как компьютер на основе данных, собранных спутниками NASA, составил карту таких углублений авторы статьи повторно "вручную" сопоставили его результат на предмет ошибок.

В результате такого кропотливого анализа ученым впервые удалось увидеть пояс каналов, опоясывающий Марс в области экватора и средних южных широт. Этот пояс указывает на обильные осадки в этом регионе, которые затем ручьями и реками устремлялись на север, где мог находиться океан жидкой воды. Во всяком случае, эта система пересохших каналов, по мнению ученых, во многом напоминает многие земные системы рек.

"Наши данные говорят о том, что на Марсе в прошлом выпадали мощные осадки в виде дождя, которые подпитывались испарением воды с поверхности обширного северного океана, занимавшего примерно треть всей поверхности планеты", - говорит Луо, слова которого приводит пресс-служба университета.

В пользу этого говорят многочисленные низменности в северном полушарии Марса, тогда как южное полушарие, напротив, несет на себе возвышенности. В результате такого распределения водных ресурсов климат в этой части планеты был резко континентальным - сухим, а большая часть осадков выпадала на границе океана и суши, в районе экватора. -0-