-7
Ученые связали способность людей сопереживать с генами
17 Ноября 2009

Ученые выявили вариации генов, которые снижают способность людей понимать эмоциональное состояние окружающих, что мешает им проявлять участие и сочувствие, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сочувствие - один из ключевых элементов повседневного социального общения людей. Важную роль в этом общении ученые отводят гормону окситоцину, который, как теперь известно из ряда предыдущих исследований, заставляет людей доверять посторонним. Кроме того, ученым удалось показать связь вариаций в гене, кодирующем рецептор этого гормона, с таким заболеванием, как аутизм, характеризующемся нарушением способностей человека участвовать в социальном взаимодействии.

Теперь ученые из Орегноского университета под руководством Сарины Родригес (Sarina Rodrigues) изучили связь вариаций в этом гене у здоровых людей с их способностью определять эмоциональное состояние людей. В своей работе с 192 добровольцами из числа студентов университета исследователи использовали так называемый тест на чтение мыслей или эмоций по выражению глаз.

В этом тесте испытуемым предлагается к просмотру видеоролик на котором сверхкрупным планом представлено выражение глаз человека, тогда как остальные части лица остаются за кадром. При просмотре каждого ролика ученые предлагают добровольцам выбрать один из четырех вариантов слов, описывающих эмоции.

Необходимо выбрать слово, которое, по мнению участника эксперимента, наилучшим образом определяет выражение глаз на экране.

В ходе предыдущих исследований было показано, что люди, страдающие аутизмом, плохо справляются с этим тестом.
Проведя генетическое исследование каждого добровольца, ученые разделили их на две группы, члены которых имели одну из двух возможных вариаций гена рецептора окситоцина.

Эта вариация заключается в замене одного нуклеотида - "буквы" ДНК - на другой и называется полиморфизмом rs53576. Оказалось, что при прохождении теста, люди с вариацией, содержащей "букву" G в гене, совершают в среднем на 23% меньше ошибок при определении настроения людей, чем их коллеги, имеющие "букву" А в гене вместо G.

При этом ученым не удалось выявить существенных различий в социальном окружении участников обеих групп. Иными словами, ученым удалось показать, что обнаруженная ими разница в способности людей определять эмоциональное состояние людей определяется не воспитанием или негативным опытом общения с другими людьми, а генетическими вариациями.

"Некоторые из нас от природы имеют способность быть более сочувствующими людьми, чем другие", - прокомментировала исследование Родригес, слова которой приводит Science Now. -0-