Глобальное потепление климата угрожает исчезающим видам обезьян - ученые
28 Октября 2009

Ученые впервые доказали, что постепенное потепление климата может сказаться на экосистемах дикой американской природы, угрожая многим видам редких обезьян, и без того находящихся под угрозой исчезновения, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Biology Letters.

Группа исследователей во главе с профессором Эриком Постом (Eric Post) из Пенсильванского университета в США изучила данные нескольких десятилетий наблюдений за четырьмя видами южноамериканских обезьян, в результате чего сумела впервые доказать существование дополнительной угрозы, нависшей над приматами.

Ученые впервые попытались комплексно оценить влияние вариаций климата на параметры экосистем, в которых обитают животные. Свои усилия натуралисты сконцентрировали на четырех видах паукообразных обезьян - крупных южноафриканских приматов. Все эти виды живут в социальных сообществах и отличаются между собой предпочитаемыми видами пищи - одни предпочитают фрукты, другие - листья или цветы. Для каждого из них ученые сопоставили в единой модели результаты исследований прошлых десятилетий, в которых фиксировались данные о численности и рационе питания животных, а так же климатические параметры того или иного региона обитания обезьян.

Исследователи сумели выявить четкую корреляцию между численностью обезьян и чередованием в регионе таких глобальных океано-атмосферных явлений как Эль Ниньо и Ла Нинья, которые характеризуются теплыми и сухими или холодными и влажными погодными условиями соответственно. Чередование этих явлений в тропическом тихоокеанском регионе часто приводит к природным катаклизмам, например, к наводнениям или засухам.

В результате анализа данных, ученые смогли выявить заметные снижения в численности всех четырех видов обезьян как ответ на резкие климатические скачки. При этом три вида обезьян, предпочитающие фрукты в качестве пищи, демонстрируют синхронные колебания численности, связанные с усилением плодоношения деревьев в теплые и сухие периоды и сокращением количества пищи в холодные и влажные.

Обезьяны, питающиеся листьями, также демонстрируют колебания численности своих популяций, однако, они происходят не синхронно с другими видами. Механизм этих колебаний ученым еще предстоит выяснить. Вероятно, он связан со скоростью роста листьев и накоплениями в них питательных или токсичных веществ, также подчиняющихся климатическим параметрам.

"Считается, что глобальное потепление климата может привести к учащению экстремальных погодных явлений в тропическом тихоокеанском регионе, которые могут быть поистине губительными для некоторых видов южноафриканских обезьян", - добавил Пост. -0-