-7
Феромоны нужны только для распознавания пола и вида - ученые
15 Октября 2009

Мушки дрозофилы обоих полов, лишенные возможности синтезировать ароматические вещества феромоны, становятся сверхпривлекательными для всех самцов, следовательно, эти молекулу нужны не для привлечения половых партнеров, а для идентификации вида и пола насекомого, полагают авторы исследования, опубликованного в журнале Nature.

В своем эксперименте группа ученых под руководством Джоела Левайна (Joel Levine) из Университета Торонто в Канаде, изучающего социальное поведение насекомых, пыталась определить, каким образом мушки идентифицируют друг друга. Для этого исследователи вывели линию трансгенных мушек, организм которых убивал клетки, вырабатывающие феромоны.

Феромонами называют широкий класс органических соединений, аромат которых влияет на взимоотношения особей одного вида, а так же модифицирует их поведение. Считается, что именно феромоны помогают особям находить партнеров для спаривания и зачатия потомства, передает РИА Новости.

Мушки Drosophila melanogaster, задействованные в исследовании, источают большое количество разных феромонов, однако в своей работе Левайн задался целью детально изучить механизм работы только одного из их типов, так называемых кутикулярных углеводородных феромонов.

В результате мушки, лишенные способности издавать характерный аромат, стали объектом вожделения для самцов не только дрозофил, но и плодовых мушек других видов, причем домогательствам с их стороны в равной степени подвергались как самки, так и самцы. При этом степень влечения к таким мушкам была значительно сильнее, чем к нормальным самкам.

Это говорит о том, что вместо того, чтобы привлекать партнеров для копуляции, насекомым феромоны нужны для идентификации вида и пола мушки.

"Это открытие важно не только для понимания социальной динамики насекомых, но и с фундаментальной точки зрения, так как оказывается, что феромоны отвечают за барьеры между видами и совсем иным способом, чем казалось прежде, помогают установить репродуктивные взаимоотношение между мушками различных полов", - прокомментировал свою работу Левайн, слова которого приводит пресс-служба Университета Торонто.
Искусственная обработка мушек этим феромоном вернула позволила ученым прекратить домогательства со стороны самцов другого вида.

Несмотря на то, что феромоны играют важную роль и во взаимоотношениях между людьми, результаты исследования Левайна едва ли можно перенести на человека, так как у людей процесс взаимодействия полов устроен намного сложнее и включает в себя самые разные органы чувств. --0--