-8
Ученые смогли улучшить стволовые клетки с помощью наночастиц
06 Октября 2009

ЕРЕВАН, 6 октября. /Новости-Армения/. Ученые сумели улучшить свойства стволовых клеток с помощью наночастиц, благодаря которым такие клетки в гораздо большей степени способствуют заживлению ран и восстановлению серьезно поврежденных конечностей, сообщается в статье исследователей, опубликованной в сегодняшнем номере журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Стволовыми клетками" ученые называют клетки организма, обладающие способностью превращаться в клетки тканей любого типа, поэтому возможность их использования в восстановительной медицине в настоящее время активно исследуется. Одна из наиболее серьезных проблем на этом пути состоит в том, что такие клетки активны только на стадии эмбрионального развития организма, в то время как уже в детском возрасте человеческий организм их практически лишен.

Несмотря на то, что ученые уже научились получать стволовые клетки искусственным путем из клеток кожи человека, безопасные для медицинского применения, такие клетки малоэффективны для восстановления тканей и выращивания новых кровеносных сосудов. Причина в том, что эти клетки вырабатывают слишком малое количество белков, необходимых для роста тканей, и плохо приживаются после пересадки в организм, требующий восстановления.

Все попытки увеличить продуктивность искусственных стволовых клеток с помощью безвредных вирусов или специальных химических веществ до сих пор приводили либо к увеличению риска негативных побочных эффектов, либо оказывались неэффективны.

Добиться существенного успеха в этой области впервые удалось Дэниелу Андерсону (Daniel Anderson) из Массачусетского технологического института и его коллегам сумевшим "организовать доставку" ДНК, содержащие гены нужных белков непосредственно в стволовые клетки человека с помощью безвредных для организма и полностью разлагаемых полимерных наночастиц.

В своих экспериментах с мышами, конечности которых были сильно повреждены, ученые за две недели лечения животных нано-модифицированными стволовыми клетками человека сумели добиться четырехкратного ускорения роста кровеносных сосудов по сравнению с контрольной группой животных, а уже через четыре недели авторы статьи сумели наблюдать восстановление функций конечностей.

По мнению авторов, описанная методика может в будущем применяться для лечения людей с поврежденными тканями сердечной мышцы и кровеносных сосудов. -0-