-4
Логическое мышление собак больше похоже на человеческое, чем на волчье - ученые
04 Сентября 2009

Мышление собак больше напоминает мышление маленьких детей, чем диких волков, от которых собаки произошли 16 тысяч лет назад в результате одомашнивания человеком, что позволит изучить природу и эволюцию человеческого социального поведения, уверены авторы исследования, опубликованного в сегодняшнем выпуске журнала Science.

В своих экспериментах группа ученых под руководством Йозефа Топала (J?zsef Top?l) из Исследовательского института психологии Венгерской академии наук пыталась выяснить, склонны ли собаки скорее доверять людям, чем собственным глазам, или напротив при решении той или иной логической задачей ориентируются только на собственные органы чувств.

Для этого группе подопытных животных предлагалось определить, в какой из двух коробок находится предмет. Ученые на глазах у животных несколько раз подряд клали в первую коробку некий предмет и давали питомцу убедиться в том, что предмет действительно лежит именно в этой коробке, после чего опять же на глазах у животного клали предмет во вторую коробку, и предлагали собаке его найти. В подавляющем большинстве случаев собаки сначала искали предмет в первой коробке, и только после этого переходили к поискам во второй.

Точно так же поступают и маленькие дети, еще не знакомые с закономерностями окружающего их мира, однако стремящиеся поскорее его познать. Волки же, от которых собаки были отделены в процессе одомашнивания 16 тысяч лет назад, напротив, практически всегда с первой попытки определяют, что в последнем случае предмет находится во второй коробке, а не в первой.

При этом все принявшие участие в эксперименте животные были выращены в специализированном питомнике и никогда не жили в условиях дикой природы.

Авторы статьи полагают, что тысячелетия домашней жизни привели к генетическим изменениям в ДНК собак, определяющим не только их физиологические отличия от волков, но и предрасположенность к отличному от волчьего образу мышления.

Эти изменения возникли из-за того, что собаки во многом по мере взросления узнают закономерности окружающего мира под воздействием человека, который не только заставляет выполнять их определенную работу, но и защищает от суровых условий жизни в дикой природе. Поэтому собаки склонны скорее доверять человеку, чем собственным органам чувств и инстинктам. Это же утверждение справедливо и для маленьких детей, которых родители всячески оберегают от фатальных ошибок - например никому из родителей не придет в голову мысль, что ребенок должен ценой собственных ошибок отучиться переходить улицу на красный свет.

Волки же напротив, живя в дикой природе, вынуждены полагаться только на себя и свои органы восприятия, а потому в ситуации, описанной в эксперименте, мыслят более логично.

Эти эксперименты, по мнению авторов статьи, помогут в будущем прояснить эволюцию человеческого социального поведения, основанного на способности доверять окружающим людям. Так в отличие от собак младенцы в ходе эксперимента продолжают искать предмет, опущенный в первую коробку, во второй даже после того, как один экспериментатор сменяет другого.

Собаки же, напротив, перестают доверять новому экспериментатору и с первой попытки находят предмет, опушенный новым для них человеком во вторую коробку. Это говорит о том, что в отличие от младенцев, доверяющих всем людям без исключения, собаки доверяют только одному, который их уже чему-либо научил. -0-